ИОАННА ЛАМПАДИСТА МОНАСТЫРЬ - Страница 3

Характерной чертой фресок монастыря Иоанна Лампадиста исследователи считают использование красного цвета для фона в изображениях пророков в барабане, евангелистов в парусах, Христа и Богоматери, композиции «Распятие». А. и Дж. Стилиану объясняли этот художественный ход тем, что в результате Крестовых походов синяя краска восточного происхождения стала дефицитной, и красный цвет в качестве фона стал использоваться в XIII в. повсеместно, в том числе и на Западе. С. Бойд и А. Вейл Карр связывали появление краснофонных фресок на Кипре с влиянием сирийских рукописей XIII в. А. Папагеоргиу отметил западные иконографические черты в росписях XIII в., указав в том числе на ромбовидный орнамент, выполненный внизу по позёму изображений Христа и Богоматери «Параклисис» (на западных сторонах двух восточных столпов), который встречается также на иконах крестоносцев и южноитальянских фресках. По его замечанию, сцена «Жертвоприношение Авраама» и образы пророков имеют общие черты с миниатюрами рукописи первой половины XIII в., по мнению исследователей, изготовленной крестоносцами на Кипре: сходны типы ликов и приёмы передачи движений, неестественность жестов, упрощение и схематизация складок одежд. Если А. и Дж. Стилиану неопределённо говорят о «мощном восточном колорите в типах некоторых фигур», то А. Вейл Карр, указав на сходство росписей монастыря Иоанна Лампадиста с фресками в церкви св. Феодора в деревне Бехдайдат в Ливане (тип ликов) и сравнив композицию «Распятие» с аналогичным сюжетом на иконах крестоносцев, пришла к выводу, что они отражают «новую географическую ориентацию, обращённую больше к искусству Ближнего Востока, чем к искусству Византии». А. Папагеоргиу приходит к выводу, что с точки зрения стиля фрески монастыря Иоанна Лампадиста продолжают комниновскую традицию живописи (высокие тонкие фигуры, особенности светотеневой моделировки и трактовки складок), но с точки зрения иконографии появляются новые черты – многофигурность композиций («Воскрешение праведного Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим»), элементы западного влияния. 30 новозаветных сцен (двунадесятые праздники и Страстной цикл), созданных, по мнению А. и Дж. Стилиану, около 1400 г. или, по М. Эммануэль, при кипрской королеве Елене Палеолог (1442–1458 гг.), покрывают своды восточного и северного рукавов, юго-западный и северо-западный компартименты храма. Нижнюю зону занимают фигуры святых. На стене южного рукава креста изображено «Древо Иессеево», в апсиде – Богоматерь «Оранта» с архангелами и «Служба св. отцов», в боковых апсидах – Богоматерь «Воплощение», в жертвеннике и диаконнике – апостолы от 70.

 



 
PR-CY.ru