ИОАННА ЛАМПАДИСТА МОНАСТЫРЬ

ИОАННА ЛАМПАДИСТА МОНАСТЫРЬ находится в селении Калопанайотис, в 60 км от Никосии, в долине Маратаса, лежащей между горными цепями Троодоса (Кипр). В старину долина называлась Мирианфуса, т.е. «покрытая десятками тысяч цветов». Принадлежит митрополии Морфу Кипрской православной церкви. Включён в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Соборный храм (кафоликон) монастыря Иоанна Лампадиста, первоначально служивший главной деревенской церковью, был построен на месте, где апостолы Варнава и Павел крестили в водах реки Сетрах священномученика Ираклидия (45 г. н.э.; впоследствии епископ Тамаса и видный распространитель христианства на Кипре). Монастырь возник, как полагают исследователи, немного раньше 1549 г. Монастырский комплекс состоит из трёх соединённых друг с другом церквей и примыкающего с юга узкого двора, образованного келейными корпусами. В XI в. был построен кафоликон во имя священномученика Ираклидия типа вписанного креста на четырёх квадратных столпах без вимы, с тремя полуциркульными апсидами. В XII в. с севера к нему была пристроена однонефная церковь, посвящённая преподобному Иоанну Лампадисту. В середине XV в. к обеим церквам был добавлен общий нартекс, который первоначально имел каменный свод, а позже получил деревянное перекрытие. В конце XV в. с северной стороны была пристроена третья церковь, получившая название Латинской капеллы: однонефное сооружение, перекрытое двумя разделёнными аркой крестовыми сводами на нервюрах. Предполагали, что в период венецианского господства в ней совершалось богослужение по западному обряду. По мнению Э. Константиниди, ктитором капеллы был аристократ-католик, перешедший в православие, что наряду со стилем росписей дало капелле это название. Весь комплекс был перекрыт общей деревянной кровлей, покрытой черепицей. В апсиде кафоликона во имя священномученика Ираклидия сохранились фрагменты росписей XI в. (орнамент) и XII в. (две коленопреклонённые фигурки монахов). Фрески в куполе, на сводах южного и западного рукавов креста и на столпах датировались А. Папагеоргиу, А. и Дж. Стилиану первой половиной XIII в., С. Бойд – второй четвертью XIII в., С. Янг – около 1275 – 1300 гг. в связи с тем, что такая иконографическая деталь, как обморок Пресвятой Богородицы в композиции «Распятие», впервые встречается у скульптора Николо Пизано в рельефах кафедры Сиенского собора (1265–1269 гг.). Исследователи отмечают, что живопись отличается яркой цветовой гаммой. В куполе изображены Христос Пантократор и ангельские силы, в простенках барабана – пророки, в парусах – евангелисты; на сводах западного рукава помещены композиции «Вход Господень в Иерусалим» и «Воскрешение праведного Лазаря», под ним – «Жертвоприношение Авраама», в люнете западной стены – «Распятие». В последней сцене заметно западное влияние: помимо упомянутого изображения Богоматери без чувств на щите меченика Лонгина Сотника помещён герб королевской династии Лузиньянов.

 



 
PR-CY.ru