ИОАННА ЛАМПАДИСТА МОНАСТЫРЬ - Страница 4

Изображение 70 апостолов впервые появляется в росписях Мистры – в церквах Пресятой. Богородицы «Одигитрии» (Афендико; 1366 г.) и Пресвятой Богородицы «Пантанассы» (около 1430 г.), в связи с чем М. Эммануэль предполагает влияние на фрески монастыря Иоанна Лампадиста палеологовского искусства. По мнению исследователей, эти фрески выполнены одним мастером. Они характеризуются единообразной трактовкой ликов и фигур, а также концепцией передачи пространства. Почти все лики повернуты на три четверти. Данный тип лица отличается длинным носом, немного закруглённым на конце, и широким подбородком. Сравнение этого типа лица с ликом ангела в апсиде церкви Пресвятой Богородицы «Пантанассы» в Мистре показывает, что мастер, работавший в монастыре Иоанна Лампадиста, достиг большей выразительности благодаря акцентированию глаз и носов. Так называемые вращающиеся глаза святых, характерные для западного искусства, придают взгляду особую напряжённость. Трактовка фигур также характерна для палеологовского искусства. Стиль росписей становится наиболее изысканным в сценах, где есть следы влияния западной иконографической традиции (короны на головах пророков, доспехи воинов, знамёна, трубы, чёрная остроконечная обувь). М. Эммануэль предположила, что мастер происходил из византийского художественного центра, но изменил стиль в угоду западному заказчику, видимо, перешедшему в православие (что нередко случалось в правление Елены Палеолог). М. Эммануэль считает, что эти росписи выполнены одновременно или немного ранее фресок нартекса, где в композиции «Страшный Суд» также присутствует изображение 70 апостолов. Второй аргумент – сходная стилистическая трактовка фронтально стоящих святых в нижней зоне нартекса (образы мучеников Артемия и Никиты похожи на изображение Христа в сцене «Уверение апостола Фомы» в наосе). Нижней хронологической границей фресок наоса нужно считать 1474 г., когда были выполнены росписи церкви архангела Михаила в деревне Педулас, в нескольких километрах южнее Калопанайотиса, где фигура Богоматери «Влахернитиссы» с кадящими архангелами воспроизводит соответствующий образ из апсиды наоса монастыря Иоанна Лампадиста. В северной боковой апсиде наоса помещена икона Иоанна Лампадиста со сценами жития (XIII и XVI вв.). В 1731 г. был расширен южный вход в кафоликон, в результате чего были утрачены фрески на южной стене. Низкий иконостас – древнейший из сохранившихся на Кипре иконостасов. А. Папагеоргиу датирует его XIV–XV вв., А. и Дж. Стилиану – коном XV в., И.А. Илиадис – концом XIII – началом XIV в.

 



 
PR-CY.ru