ИЛИЯ МУРОМЕЦ - Страница 6

Илья Муромец облачился в доспехи и попросил у родителей благословения ехать в Киев. Они дали наставление сыну не чинить в пути никому обиды и не проливать напрасно христианской крови. В устных былинах рассказ о благословении пространнее. Когда Илья Муромец попросил отца благословить его на ратные подвиги, тот колебался. Тогда богатырь вышел на Оку, упёрся плечом в гору и сдвинул её, перекрыв русло реки. Путь от Мурома до Чернигова конь Ильи Муромца проделал за три «скока». Когда конь сделал первый «скок», то из-под копыт ударил ключ «живой воды». Эти подробности нашли отражение в топографии Мурома. В сотной выписи Муромского посада 1574 г. упоминается Богатырёва гора «против Оки реки» и «Скокова гора» «в заулке на посаде». По свидетельству Владимира Ивановича Даля, в XIX в. под Муромом показывали старое русло Оки, засыпанное Ильёй Муромцем, над источником «живой воды» стояла часовня во имя пророка Илии (Песни, собранные П.В. Киреевским). По дороге в Киев Илья Муромец освободил, по черниговской версии, Чернигов от басурманского войска, по себежской версии, Себеж от осадивших его трёх заморских царевичей. Себежский царь уговаривал богатыря остаться на службе, обещая полцарства, но Илья Муромец не согласился и попросил указать прямую дорогу в Киев. Царь сказал, что из-за нападений Соловья-разбойника по дороге никто не ездит. Победив Соловья, Илья Муромец узнал у него, где хранилась его казна, и отправился в «сёла Кутузовы», где жили сыновья Соловья. Вера Александровна Кравчинская (Стырикович) указывала на распространённость с конца XV в. фамилии Кутузовы в псковских землях, где бытовали себежские тексты. В большинстве устных вариантов былин названы не Себеж, но Чернигов и другие города (Смолянин, Смоленский, Титов и др.), не упоминаются «Кутузовы сёла». В текстах черниговской версии фигурируют не сыновья, а дочери Соловья. По мнению В.Ф. Миллера, белорусский Себеж мог появиться в былинах об Илье Муромце в XVI–XVII вв., когда Русское государство вело борьбу с Польшей за этот пограничный город. Заканчивается былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике рассказом об испытании богатыря в Киеве. Князь Владимир щедро наградил Илью Муромца. В некоторых былинах себежской версии говорится, что Илья Муромец привёз в Киев родителей, женился и благополучно дожил до старости. В других текстах сказано, что Владимир отпустил Илью Муромца «постихся» («Памятники русского фольклора»). Достаточно старым (в частности, отразившимся в письме Филона Кмиты 1574 г.) является былинный сюжет о конфликте Ильи Муромца с князем Владимиром, не почтившим богатыря. Иногда тексты себежской версии содержат рассказ о победе Ильи Муромца над Тухманом-царём (сюжет исследователям не известен в устном народном творчестве), в черниговских текстах таким добавлением является рассказ о победе над «Идолищем поганым». В устных былинах конец жизни Ильи Муромца либо представлен как окаменение в скале, либо связан с киевскими пещерами. Согласно достаточно поздней онежской былине «О трёх поездочках Ильи Муромца», «когда состроил стар церкву индейскую, да начал строить церковь пещерскую, тутова стар и окаменел». Завершают былину слова: «Да к тому стиху и славы поют».

 



 
PR-CY.ru