ИЛИЯ МУРОМЕЦ - Страница 10

Исследователям известны иконы, складни, эмали с изображением Собора Киево-Печерских святых XVIII–XIX вв., близкие по иконографии к эстампам. К ним они относят, например, икону последней трети XVIII в. (1771 г.?, Иркутский областной художественный музей) – Илья Муромец без клобука, с проседью; образ первой половины XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (музей Андрея Рублёва) – с вьющимися русыми волосами и большой бородой; палехская икона первой половины XIX в. (частное собрание); киевская икона XIX в.; образ последней четверти XIX в. (церковь Воздвижения Креста в Женеве). На иконе второй половины XIX в. (частное собрание) святой с именем Илiя представлен в правой части (за преподобным Феодосием, но рядом с другими подвижниками Ближних пещер) в четвёртом ряду вторым от центра, в клобуке, с русой бородой. Его образ есть на большом эмалевом образке третьей четверти XIX в. (Нововалаамский монастырь в Финляндии). Единоличное изображение Ильи Муромца размещено на стене над ракой с мощами (надпись над гробницей: «преподоб. Илии из града Мурома») в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Надгробный образ исполнен в 1844 г. на медном листе мастером И. Эриксоном, по стилю близок к портретной живописи первой половины XIX в. Это – поясное изображение старца вполоборота вправо в тёмной монашеской одежде, с непокрытой головой, с чётками в правой руке (в левой – посох), черты лица правильные: высокий лоб, прямой нос, небольшой рот, седая борода средней величины. Вверху надпись: «Препод. Илi# Муромец». В Благовещенском монастыре в Муроме находится другой образ Ильи Муромца первой половины XIX в., написанный на холсте в реалистической манере профессиональным мастером. Художник изобразил Илью Муромца в рост, в небольшом повороте вправо, облачённым в коричневатую монашескую рясу с широкими рукавами, длинная до пола мантия почти чёрная, на голове куколь зеленоватого оттенка, в левой руке, с чётками на запястье, раскрытая книга (текст только намечен), десница в молитвенном жесте возле груди. У него продолговатое лицо, тонкий прямой нос, впалые щёки, длинная седая борода, тёмные выразительные глаза. Надпись вверху: «св. пр. илiя муромецъ чуд. печ.». В монументальной живописи образ Ильи Муромца, исполненный в академической манере, был помещён в росписи интерьера московского храма Христа Спасителя в числе 34 Киево-Печерских святых на лестнице, ведущей на хоры южной части западного крыла (1870 гг., художник Кирилл Антонович Горбунов). В стенописи галереи русских чудотворцев в Почаевской Успенской лавре Илья Муромец введён в группу подвижников XII в. (живопись конца 1860 – 1870 гг. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия; поновлена в 1970 гг.). В иконописи XX в. образ Ильи Муромца был включён в группу чудотворцев Дальних пещер в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной монахиней Иулианией (Соколовой) по благословению Афанасия (Сахарова), в частности, на иконах 1934 г., начала 1950 гг., конца 1950 гг. (две – в ризнице Троице-Сергиевой лавры) и на списках конца XX – начала XXI вв. (Наталия Евгеньевна Алдошина, Наталия Валерьевна Масюкова, М.В. Пыжов и др.).

 



 
PR-CY.ru