ИЛИЯ МУРОМЕЦ - Страница 5

Исследователям представляется интересным совпадение указанных прозвищ богатыря с древнерусским обозначением жителей Моравии, например, мравляне (маравляне, морявляне, моревлане) упоминаются в слове «О похвале Богородице Кирилла Философа», древнейший список которого (русский) относится к XV в.; в Никоновской летописи «маравлянами» названы славяне, поселившиеся на берегах реки Моравы (Полное собрание русских летописей). По мнению исследователей, «моравское» прозвище Ильи Муромца появилось под влиянием отразившегося, в частности, в «Повести временных лет…» и в других текстах понимания особого значения Великоморавского государства для Руси и для всего славянства: Моравия здесь предстаёт физической и духовной родиной всех славян, местом проповеди апостола Павла и трудов равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия. Древнерусское государство, по мнению автора «Повести временных лет…», является преемником Великой Моравии. Исследователи предполагают, что синоним к прозвищу Моровлянин в отношении Ильи Муромца – это «славянин», и прозвище должно отсылать к условному времени общеславянской древности (в поздних летописных текстах вместо названия моравия может употребляться топоним Муром: «А инии словяне осташа на старине на Дунаи, град же у них Муром»). Ряд исследователей ставит под сомнение крестьянское происхождение Ильи Муромца. По мнению Дмитрия Ивановича Иловайского, «в конце Киевского периода Илья, по-видимому, считался знатным человеком». Предположение Д.И. Иловайского, по мнению исследователей, подтверждается былинами, в которых сообщается о том, что богатырь был грамотен: «У колодязя срубил сырой дуб, / У колодязя поставил часовенку, / На часовне написал своё имячко: / «Ехал такой-то сильный могучий богатырь / Илья Муромец сын Иванович»». Рассказы о крестьянском происхождении богатыря появляются в былинах из рукописных сборников и в былинных сюжетах позднего времени, в частности, в былине об исцелении Ильи Муромца. В былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике из сборника Кирши Данилова (наиболее ранняя запись восходит к рубежу XVII и XVIII вв.) такой темы нет. В былине об исцелении Ильи Муромца рассказывается, что из-за греха своего деда Илья Муромец до 30 лет не владел ногами (был «сиднем»), днём и ночью молился и клал поклоны. После того как неизвестные странники напоили его водой, он встал на ноги и ощутил в себе необыкновенную силу. В былинах себежской версии Илья Муромец был исцелён «каликами перехожими» (паломниками) накануне праздника пророка Илии. Во второй половине XVIII в. неизвестный книжник предпринял попытку переработать былину об Илье Муромце в Житие, написав «Гисторию о славном, о храбром и силном богатыре Илье Муромце сыне Ивановиче и Соловие-разбойнике» (известна в трёх русских списках: Памятники русского фольклора). Согласно «Гистории...», богатырь исцелился по молитвам к Николаю Чудотворцу. Родители Ильи Муромца дали обет в случае рождения сына ежегодно служить молебен святому. Ребёнок родился «сиднем». В день своего праздника святитель Николай явился богатырю и попросил пить, на что тот ответил, что не может «востати на ноги». Святитель сказал: «Восстани и ходи!» – и стал невидим.

 



 
PR-CY.ru