ИЛИЯ МУРОМЕЦ - Страница 2

По мнению исследователей, в XVII в. в этот перечень было включено имя Ильи Муромца (наиболее ранняя великорусская письменная фиксация предания об Илье Муромце содержится в «сказании о киевских богатырех, как ходили во Царьград», известном в списках начиная с XVII в.). В предисловии Василия Алексеевича Лёвшина к его изданию «Русские сказки» (М., 1780 г., Ч. 1) названы богатыри князя Владимира: Добрыня Никитич, Алёша Попович, Чурило Пленкович, Илья Муромец и дворянин Залешенин. В рукописи XIX в. Исторического музея в перечне богатырей «Илья Иванович Муромец» назван вторым. Отсутствие летописных упоминаний об Илье Муромце побудило исследователей искать его в летописях под другими именами: толкуя имя Jlias из немецких саг как Eligas, историк литературы и фольклора Михаил Георгиевич Халанский отождествлял Илью Муромца с Киевским князем Олегом. Молчание великорусских летописей об Илье Муромце, по мнению исследователей, свидетельствует о юго-западнорусском происхождении относящегося к богатырю предания. Исследователи готовы согласиться с мнением фольклориста и этнографа Всеволода Фёдоровича Миллера, который писал о том, что сказания об Илье Муромце попали на великорусские земли достаточно поздно. По мнению исследователей, возникновение и первоначальное распространение посвящённых Илье Муромцу фольклорных текстов связаны с украинско-белорусскими землями, к которым относятся наиболее ранние (относящиеся к XVI в.) письменные свидетельства о существовании связанного с Ильёй Муромцем предания. В августе 1574 г. Филон Кмита, староста города Орша в Великом княжестве Литовском, писал трокскому каштеляну Евстафию Воловичу, жалуясь на своё положение «на стороже» в Орше, где он терпел голод и холод. Кмита сравнивал себя с Ильёй Муромцем, который также стоял «на стороже» и испытывал пренебрежение со стороны князя. Оршанский староста завершает письмо словами: «приидет час, коли будет надобе Илии Муравленина и Соловия Будимировича, приидет час, коли будет служб наших потреба». Староста сравнивает себя с героями эпоса, о которых вспоминали при опасности, – именно в такой ситуации изображается Илья Муромец в ряде былин. Исследователи полагают, что ко второй половине XVI в. на украинско-белорусских землях сложился и получил широкое распространение цикл сказаний о богатыре, известный по бытованию в более позднее время и в другом регионе (России). Распространённость преданий об Илье Муромце в Киеве отметил австрийский дворянин Э. Лясота, посетивший город в 1594 г. Путешественник записал, что он видел во внешнем притворе Софийского собора место, где «была некогда гробница Илии Моравлянина, который был славным богатырём, как они его здесь называют, и о котором рассказывают много легенд» (Э. Лясота также пишет о сохранившейся в притворе Софийского собора гробнице «товарища» Ильи Муромца и о гробнице великана и богатыря по прозвищу Чоботок (укр. сапожок) в Киево-Печерском монастыре; когда на Чоботка напали враги, он сапогом обратил их в бегство). В обширном комплексе былин об Илье Муромце современные исследователи выделяют собственно устное народное творчество, т.е. былины, записанные в XVIII–XIX вв. от народных сказителей (Сборник Кирши Данилова (копия середины XVIII в. более раннего сборника), былины, собранные Петром Васильевичем Киреевским, Павлом Николаевичем Рыбниковым, Александром Фёдоровичем Гильфердингом и др.), и былины из рукописных сборников XVII – начала XIX вв., которые носят следы редакторской правки и переработки.

 



 
PR-CY.ru