ИЛИЯ МУРОМЕЦ - Страница 7

В другой былине рассказывается о том, как, найдя «живот-богачество», Илья Муромец «воздвигнул живот во славный Киев град / И построил он церковь соборную / Тут Илья и окаменел / И поныне его мощи нетленныя». Во всех былинах Илья Муромец выступает защитником христианской веры и православной церкви. По мнению профессора истории русской литературы Ореста Фёдоровича Миллера, характерной чертой богатыря является способность «не подпадения страсти»: он не соблазняется «на красоту ли, на золото ли, на власть ли, на какую бы то ни было личную сласть». Илья Муромец справедлив и миролюбив: «Илья бьёт не охотно, а только в крайних случаях; а где нет этой неприятной для него необходимости, он только показывает безвредно свою богатырскую силу, чтобы заставить уступить себе». Эти качества сделали Илью Муромца любимым героем народного эпоса, поэтому канонизация богатыря, отразившаяся, по мнению О.Ф. Миллера, уже в былинах, была вполне закономерна. Первое документальное свидетельство об отождествлении Ильи Муромца богатыря и святого, мощи которого почивают в Киеве, содержится в уже приводившейся выдержке из записок Э. Лясоты, посетившего Киев в 1594 г. По мнению исследователей, почитаемая гробница Ильи Муромца находилась у Софийского собора (как сообщает Э. Лясота), затем останки были перенесены в Киево-Печерский монастырь. Подробное описание гробницы Ильи Муромца содержится в «Тератургиме» лаврского инока Афанасия Кальнофойского (Киев, 1638 г.), где указано, что мощи святого, который преставился 450 лет назад (т.е. в 1188 г.), находятся в Ближних пещерах. Афанасий Кальнофойский считал, что святой был монахом, и народ его неправильно зовёт Чоботком (по свидетельству члена-корреспондента Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук Михаила Александровича Максимовича, киевский дворянский род Чеботьков вёл происхождение от Ильи Муромца). Московский священник Иван Лукьянов, посетивший Киев в 1701 г., писал о мощах Ильи Муромца: «Поидохом в антониеву пещеру и ту... видехом храбраго воина Илию Муромца в нетлении, под покровом златым, ростом как нынешних крупных людей, рука у него левая пробита копием, язва вся знать на руке; а правая рука изображена крестное знамение, сложены персты, как свидетельствует Феодорит Блаженный и преподобный Максим Грек: крестился он двоме персты». Старообрядцы считали перстосложение святого доказательством в пользу правильности двоеперстия; их православные оппоненты с этим не соглашались. В частности, архиепископ Филарет (Гумилёвский) писал, что у Ильи Муромца «три первые персты соединены вместе и протянуты, а два последние, безымянный и мизинец, пригнуты к ладони. Преподобный почивает в молитвенном положении и неотразимо обличает раскол». Предание об Илье Муромце как о богатыре было подтверждено медико-антропологическим исследованием св. мощей, которое проводилось в 1988–1990 гг. Исследование показало, что Илья Муромец был погребён в XI–XII вв., имел высокий для своего времени рост (177 см), исключительно развитую мышечную систему, в юности страдал заболеванием позвоночника, которое привело к перестройке организма. Экспертиза обнаружила несколько переломов рёбер и правой ключицы, сквозную рану на левой руке, проникающее ранение груди (вероятно, копьём), которое, как полагают исследователи, послужило причиной смерти. Илья Муромец погиб в возрасте 40–55 лет.

 



 
PR-CY.ru