ИЛИЯ МУРОМЕЦ - Страница 9

Изображения Ильи Муромца до второй половины XVII в. исследователям неизвестны. Персональные образы святого до 1990 гг. были немногочисленными. После освящения новых храмов во имя Ильи Муромца, распространения его почитания в Муроме образ святого появился на иконах, в росписях храмов, произведениях скульпторов. В настоящее время иконография Ильи Муромца достаточно разнообразна. Наиболее раннее его изображение – гравюра работы мастера Илии, созданная для издания Киево-Печерского патерика 1661 г., но не вошедшая в него; подпись автора: «илiя с.». Была обнаружена Владимиром Васильевичем Стасовым в коллекции старопечатных книг Ивана Прокофьевича Каратаева. На гравюре Илья Муромец представлен как пустынник, полуобнажённым (на плечи накинут плащ), босым, с непокрытой головой. Он изображён в рост, с воздетыми в молении руками (орант), волосы короткие, слегка вьющиеся, борода средней длины, немного кудрявая. Надпись по сторонам от нимба: «Пр(д)б: Iлия Муромскiй. iже вселiся в пещеру пр(д). Антонiя в кiевѣ. идеже до ннѣ нетлѣнен пребывает». На позёме изображены горки и деревья, справа от фигуры Ильи Муромца вход в пещеры Антония Печерского (обозначен проёмом и главой Крестовоздвиженского храма). Данное изображение Ильи Муромца исследователи считают исключением в его иконографии. Согласно иконописным подлинникам конца XVIII в. и 1820 гг., святой изображался иначе: «Надсед, брада Феодосиева, разсохата, власы с ушей, на плечах клабук черн, риза преподобническа, испод вохра» (Библиотека Академии Наук); «Сед, брада доле Власиевы, в клобуке, риза преподобническа, а почивает в пещере киевской» (Российская национальная библиотека). Илья Муромец представлен в композиции «Собор Киево-Печерских святых» в левой группе, за Антонием Печерским, в ряду чудотворцев Ближних пещер. Наиболее ранней (конец XVII – начало XVIII вв.) является гравюра на меди Иосифа Гочемского из собрания Дмитрия Александровича Ровинского (Государственный музей изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина), на которой святые предстоят образу Успения Богородицы, в центре изображён собор Киево-Печерской лавры. Изображение Ильи Муромца присутствует на повторениях данной гравюры, например, В. Белецкого 1751 г., Мартына Нехорошевского XVIII в., И. Кончаковского 1771, 1774 гг., Г. Проценко 1821 г. и др. (Российская национальная библиотека, Государственный музей изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина; исследователям известно больше 15 гравюр и ряд литографий). Как правило, святой помещён в четвёртом ряду четвёртым слева, с непокрытой головой или в некоторых случаях в клобуке. Представлен средовеком или старцем с окладистой бородой, с волосами на прямой пробор, в надписи нередко именуется «Муромец» – гравюры (в том числе с раскраской), конца XVIII – первой трети XIX вв., тоновые и хромолитографии 1893 и 1894 гг. мастерской Киево-Печерской лавры (Государственный литературный музей, Российская государственная библиотека). На раскрашенной литографии Андрея Абрамова 1883 г. (Государственный русский музей) Илья Муромец – третий слева в четвёртом ряду (Государственный русский музей).

 



 
PR-CY.ru