ИОСИФ ОБРУЧНИК - Страница 15

В Мессинском Типиконе 1131 г. указания в Неделю по Рождестве Христовом в целом те же, что и в Евергетидском. В богослужебных книгах Иерусалимского устава память Иосифа Обручника также отмечается в Неделю по Рождестве Христовом. В первопечатном греческом Типиконе 1545 г. в этот день поются тот же отпустительный тропарь, что и в Типиконах студийской традиции, канон, два цикла стихир-подобнов. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. указаны два кондака, в которых упоминается Иосиф Обручник: третьего гласа и первого гласа. В современных богослужебных книгах в Неделю по Рождестве Христовом содержатся следующие песнопения, в которых прославляется Иосиф Обручник: отпустительный тропарь второго гласа, кондак третьего гласа, канон, составленный Иосифом Песнописцем, с акростихом «Христова тебя пою правого помощника» первого гласа, ирмос (начало: «Христова служителя, блаженнее») – только в греческой Минее; канон авторства Космы Маюмского без акростиха четвёртого гласа, ирмос (начало: «Воспою Тебе, Господи»; в греческой Минее этот канон посвящён пророку Давиду и Иакову, брату Господню, в нём были переработаны все тропари, в которых фигурирует Иосиф Обручник; по мнению исследователей,  это объясняется наличием в греческой Минее отдельного канона в честь Иосифа Обручника); цикл стихир-подобнов; два седальна; светилен. В рукописях сохранились каноны, составленные в честь Иосифа Обручника: анонимный канон на празднование Собору Пресвятой Богородицы и Иосифа Обручника без акростиха четвёртого гласа, ирмос (начало: «Несказанного человеколюбия»); канон в честь Собора Пресвятой Богородицы, пророка Давида, Иакова, брата Господня, и Иосифа Обручника с именем автора (Георгия) в богородичнах, с акростихом «Христос да обожит меня, мою принимая природу» четвёртого гласа, ирмос (начало: «Благодатей изливаются»). В раннехристианском, византийском и древнерусском искусстве Иосифа Обручника изображали, главным образом, в композиции «Рождество Христово» и в сценах, связанных с событиями, предшествовавшими Рождеству или случившимися вскоре после него, которые описаны как в Евангелиях, так и в апокрифах («Протоевангелии Иакова», «Сказании Афродитиана»): «Обручение Марии», или «Вручение Марии Иосифу», «Сомнения Иосифа», «Явление ангела во сне Иосифу», «Испытание водой обличения», «Бегство в Египет». Единоличные изображения чрезвычайно редки; отдельные иконы Иосифа Обручника начали писать в Греции и странах православного мира только в XIX–XXI вв. под влиянием западноевропейских изобразительной традиции. Впервые изображения Иосифа Обручник появились в IV в. на рельефах саркофагов. У него густые короткие волосы и борода; он может быть представлен в длинном одеянии, стоящим за троном Богоматери («Поклонение волхвов» на так называемом большом латеранском, или «догматическом», саркофаге, Ватикан, IV в.) или в короткой тунике, сидящим напротив Богоматери («Рождество Христово» на резном окладе слоновой кости Евангелия из Миланского собора, вторая половина V в.).

 



 
PR-CY.ru