ИННОКЕНТИЙ, Охлябинин, Комельский, Вологодский - Страница 2

В первой редакции есть описание облика Иннокентия: «Всем подобен, лицем и брадою, аки Варлам, Хутынский чюдотворец. Риза преподобническая». Исследователи сомневаются, что составитель второй редакции мог пропустить эти сведения, если бы использовал первую редакцию Жития. Наиболее ранняя сохранившаяся редакция Жития Иннокентия была составлена в первой трети XVII в. По мнению исследователей, о нижней границе её появления (конец XVI в.) свидетельствует тот факт, что составитель Жития не просто упомянул о принадлежности Иннокентия к роду Охлябининых, но и указал на их свойство с Хворостиниными. Род Охлябининых, игравший заметную роль при дворах русских царей в XVI в., пресёкся в конце этого столетия, поэтому составитель Жития сделал акцент на Хворостининых (к этому роду принадлежали вкладчицы Иннокентиева монастыря боярыня Елена Борисовна и её дочь Мария Фёдоровна). Исследователи подчёркивают, что первая и вторая редакции Жития Иннокентия обнаруживают значительное сюжетное сходство, но различаются текстуально. Приблизительно две трети текста первой редакции составляет «Завет» Иннокентия, который передаётся в Житии довольно точно, хотя есть небольшая правка (в частности, в «Завете» Иннокентий называет Нила Сорского «старцем», автор Жития называет Нила Сорского «преподобным и святым старцем»). Исследователи полагают, что автор первой редакции, скорее всего, также использовал иконописный подлинник ранней редакции, в котором Иннокентий уподоблялся Варлааму Хутынскому. В более поздних подлинниках Иннокентий уподобляется Власию. Источниками рассказа о погребении преподобного и о написании его образа стали имевшиеся в обители надгробный камень и икона. Автор первой редакции излагал известные ему сведения о жизни Иннокентия, избегая домыслов и литературных украшений. Вторая редакция Жития имеет больший объём по сравнению с первой редакцией. «Завет» Иннокентия во второй редакции сильно переработан: завещание построить в обители церковь превратилось в рассказ о церковном строительстве при жизни святого. Наиболее пространными дополнениями во второй редакции являются повествования о детстве святого, о его пострижении и жизни в Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни. Составитель Жития свободно обращался с имевшимися у него данными, допуская при редактировании смысловые изменения. Он стремился привести своё сочинение в соответствие с агиографическими канонами и активно заимствовал фрагменты из других житий. Так, автор Жития передаёт беседу Иннокентия и Нила Сорского, в которой Нил предупреждает своего будущего ученика о суровости скитской жизни, а ученик настаивает на своём решении принять постриг. Подобные диалоги встречаются в Житиях Феодосия Печерского, Александра Свирского и Ефрема Перекомского.

 



 
PR-CY.ru