ИОАНН и ПАВЕЛ - Страница 6

Инсула была сооружена в середине или в конце III в. на основе двух или трёх более ранних построек (II–III вв.), в которых находились жилые помещения, частные бани и магазины. Значительная часть стен инсулы сохранилась, т.к. они использовались при сооружении церкви. В одном из помещений на первом этаже были обнаружены фрески с языческими сюжетами, во дворе инсулы находился нимфей (алтарь нимф). В III в. языческие фрески были заменены декоративной росписью, другое помещение было расписано фресками, вероятно, с христианскими сюжетами, например, представлена фигура молящегося (оранта). В середине IV в. у лестницы, которая вела на второй этаж инсулы, было устроено мемориальное сооружение – мартирий (confessio) в виде узкой шахты, поднимавшейся до уровня второго этажа. На площадке лестницы между этажами в стене мартирия был сделан проём в виде оконца (fenestella confessionis). Стены в этом месте были украшены фресками с изображением мужчины (Христа?) в центре, перед которым стоят две мужские фигуры (апостолы Пётр и Павел?) и другие лица, не поддающиеся идентификации. Боковая дверь вела с площадки на другую лестницу, спускавшуюся на первый этаж. В начале V в. большая часть инсулы была разобрана, на её месте была построена церковь. По мнению Джермано ди Сан-Станислао и других итальянских исследователей, результаты раскопок подтвердили достоверность предания о мученичестве Иоанна и Павла. С точки зрения исследователей, инсула была домом мучеников, где их похоронили в одном из помещений первого этажа. После гибели императора Юлиана над могилой возвели мемориальное сооружение, которое стало местом паломничества верующих. Эта гипотеза получила подтверждение после того, как в 1913 г. под полом мартирия были обнаружены остатки двух могил, вероятно, место первоначального захоронения Иоанна и Павла, и фрагмент плиты с буквами «NI S», которые предположительно остались от стихотворной эпиграммы, составленной Римским епископом (папой) Дамасом I (366–384 гг.). Текст эпиграммы сохранился в рукописи IX в.: «Этот алтарь Господа хранят Иоанн и Павел, / Вместе принявшие мученичество за имя Христово, / Алой кровью купившие награду (вечной) жизни». Обнаруженный фрагмент исследователи считают слишком незначительным, чтобы связывать его с эпиграммой, однако признают, что надпись выполнена особым шрифтом, характерным для мастерской каллиграфа Фурия Дионисия Филокала, работавшего по заказам епископа Дамаса. А. Дюфурк согласился с тем, что мартирий был воздвигнут над могилой Иоанна и Павла, и предположил, что на росписях изображены сцены их мучения и предстательства апостолов Петра и Павла перед Христом.

 



 
PR-CY.ru