ИОАНН и ПАВЕЛ - Страница 3

Составитель Мученичества перепутал сведения о Константине, дочери императора Константина I Великого, и о его сестре Констанции, что отразилось в рукописях, содержащих разночтения. По указанию императора Констанция II около 350 г. Константина сочеталась вторым браком с цезарем Галлом (казнён в 354 г.). Согласно А. Дюфурку, в устной традиции память о Галле соединилась с преданием о некоем Галликане, построившем ппервую церковь в Остии. Таким образом, развитие легенды об Иоанне и Павле исследователь рассматривал в связи с римскими преданиями, в которых цезарь Галл, погибший в результате придворных интриг, приобрёл черты мученика, а император Юлиан был представлен как жестокий гонитель. Отметив, что о гонениях на христиан в Риме при императоре Юлиане сведений нет, А. Дюфурк предположил, что Иоанн и Павел пострадали при императоре Диоклетиане, между 303 и 305 гг. П. Франки де Кавальери указал на возможные заимствования восточных агиографических мотивов в Мученичестве. По мнению исследователя, наиболее вероятным источником римской легенды об Иоанне и Павле было греческое Мученичество святых Иувентина и Максима (Максимина), пострадавших в Антиохии при императоре Юлиане. Это произведение известно в пересказах Иоанна Златоуста, Феодорита Кирского и Иоанна Малалы (VI в.), а также по краткому Житию в Синаксаре Константинопольской церкви (конец X в.). Иувентин и Максим, воины императорской стражи, отказались повиноваться нечестивому властителю. Юлиан конфисковал их имущество и приказал бросить воинов в темницу. Христиане посещали и утешали их. Мученики остались непреклонными и были казнены по обвинению в государственной измене. Предание о мученичестве Иувентина и Максима повлияло на агиографическую традицию святых Сергия и Вакха и других восточных мучеников. По мнению П. Франки де Кавальери, в Мученичестве Иоанна и Павла не содержится достоверных сведений о событиях IV в., это сочинение является ранним памятником италийской агиографической школы, которая активно заимствовала сюжеты из восточных преданий и обрабатывала их в соответствии с местными реалиями. Единственным реальным основанием для предания об Иоанне и Павле служили фрески мартирия, над которым была сооружена посвящённая мученикам базилика. Фигуры людей на фресках были атрибутированы как изображения Иоанна и Павла и других мучеников. Ипполит Делеэ в целом согласился с выводами П. Франки де Кавальери о том, что Мученичество Иоанна и Павла не является достоверным историческим источником и основано на греческом Мученичестве пострадавших в Антиохии Иувентина и Максима. Однако напомнил, что в ранних версиях текста история Иоанна и Павла представлена лишь как продолжение истории св. Галликана, которого И. Делеэ отождествил с Овинием Галликаном, консулом 317 г. и префектом Рима в 316–317 гг.

 



 
PR-CY.ru