ИВА - Страница 4

На Соборе было выдвинуто 18 пунктов обвинений против Ивы, большинство из которых носило частный характер, и было признано безосновательным. Так, Иву обвиняли в том, что он присвоил драгоценную церковную чашу, использовал для евхаристии вино плохого качества и в недостаточном количестве, присваивал деньги, которые передавались ему для выкупа пленных у персов, принимал в клир людей недостойных и возводил на епископские кафедры своих родственников. Более значительными были обвинения, касавшиеся догматических воззрений Ивы. Ему вменяли в вину то, что он анафематствовал и называл еретиком Кирилла Александрийского. В доказательство сочувствия Ивы Несторию приводились приписываемые Иве выражения в духе явного динамического монархианства: «Не завидую Христу, сделавшемуся Богом, ибо насколько сделался Он, сделался и я». По словам обвинителей, Ива учил, что Христос стал в полном смысле Богом только после воскресения, до этого же был человеком, во всём подобным обычным людям, которые якобы также могут достигнуть меры Христа и стать Богом, как и Он. Ива признал лишь то, что обличал Кирилла Александрийского в неправоверии и что его анафематизмы казались ему еретическими. Прочие обвинения Ива отверг как клевету. Антиохийский собор был недостаточно представительным для решения данного вопроса, на нём присутствовали всего девять епископов; кроме того, отсутствовали два главных обвинителя: пресвитеры Самуил и Кир. На этом основании Собор отказался от дальнейшего расследования дела, сохранив status quo. Обвинявшие Иву в Антиохии пресвитеры Евлогий и Мара вскоре присоединились к Самуилу и Киру в Константинополе. Туда же прибыл и епископ Ураний Имерийский в сопровождении некоторых других недовольных Ивой эдесских клириков. Им удалось добиться аудиенции у императора Феодосия II и Константинопольского архиепископа Флавиана, который в это время был занят начинавшимися в столице спорами об учении архимандрита Евтихия и отказался рассматривать жалобу. Император поручил изучить дело восточным епископам. 26 октября 448 г. была создана комиссия, в которую вошли Имерийский епископ Ураний, Тирский епископ Фотий и Беритский епископ Евстафий. Со стороны императора следить за деятельностью комиссии был поставлен трибун Дамасский. Флавиан послал в качестве наблюдателя диакона Евлогия. Членам комиссии было поручено разобрать дело Ивы, его племянника епископа Даниила Каррского, а также епископа Иоанна Феодосиопольского. Первоначально заседания планировалось проводить в Тире, однако когда тирскому духовенству стали известны обвинения, выдвигаемые против Ивы, произошли сильные волнения, поскольку незадолго до этого (9 сентября 448 г.) клирики и монахи добились низложения своего епископа несторианина Иринея, и теперь упоминание о несторианстве вызвало у них бурную негативную реакцию.

 



 
PR-CY.ru