ИЛЬИНСКАЯ ЧЕРНИГОВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 8

Среди образцов Ильинской Черниговской иконы в ранней русской гравюре на металле конца XVII – первой половины XVIII в. – подписная гравюра Мартына Нехорошевского 1749 г., где изображение дополнено избранными святыми в круглых клеймах. На рубеже XVII и XVIII вв. в Москве появился особый вариант иконографии Ильинской Черниговской иконы, где икона помещена в раму с дополнительными изображениями. Этот извод почти точно повторяет чудотворную икону Троице-Ильинского монастыря вместе с её киотной серебряной рамой. На верхнем и боковых полях рамы представлены заключённые в овальные медальоны аллегорические композиции, прославляющие Богородицу, Которая уподобляется плодоносным деревьям: маслине, кедру, пальме, а также кипарису. Изображение на нижнем поле при общем соответствии композиционного построения киотной раме изменено. Если на раме в центре был изображён герб гетмана И.С. Мазепы, по сторонам от него – воинский лагерь под луной и город, освещённый солнцем, то на иконах сложного извода в центре нижнего поля представлен российский герб с изображением Азовской иконы Божьей Матери, слева – план военных действий при Азове, справа – освещённый солнцем вид Троице-Ильинского монастыря с крестным ходом. Изображение сопровождается двумя пространными надписями-подношениями, прославляющими императора Петра I. Сохранились две иконы такого извода: из неизвестного храма (начало XVIII в., музей истории религий), из церкви св. Харитона Исповедника в Москве (около 1718 г., Третьяковская галерея). Сохранившиеся иконы типичны для московской художественной традиции первой четверти XVIII в. К этому же типу принадлежал несохранившийся образ из церкви святителя Петра в Ульянке в Санкт-Петербурге, известный по описаниям. Исследователи не исключают, что этот последний образ был украинского происхождения, поскольку в старых описаниях упоминается о южнорусской манере его живописи. В литературе существует устойчивое мнение о том, что образ такой иконографии был написан в черниговском Троице-Ильинском монастыре в 1696 г. и тогда же поднесён настоятелем обители игуменом Лаврентием (Кршоновичем) лично Петру I в Москве в память Азовской победы, хотя документальных подтверждений исследователи не выявили. По мнению исследователей, это мнение возникло из-за того, что на всех трёх московских иконах данного извода были приведены аналогичные тексты подношений от имени игумена Лазаря, заканчивающиеся словами: «...Вашему царскому пресветлому величеству подносит нижайший богомолец Лаврентий Крисонович, игумен монастыря Свято-Троицкого Ильинского черниговского с братиею». На точном повторении иконографии и текстов основано предположение исследователей об общем источнике, которым могла быть как икона (все примеры особого извода имеют схожие размеры, соответствующие размерам чудотворной иконы вместе с рамой), так и некая несохранившаяся гравюра, изданная в Троице-Ильинском монастыре при игумене Лаврентии в честь Азовской победы. В XVIII в. в русской иконописи встречается упрощённый извод данного варианта иконографии, где отсутствует изображение на нижнем поле рамы (начало XVIII в., церковь Ризоположения на Донской улице в Москве; конец XVIII в., частное собрание, Германия).



 
PR-CY.ru