ИЛЬИНСКАЯ ЧЕРНИГОВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 7

Исследователи не исключают, что они воспроизводят первоначальную форму чудотворного образа, который мог быть надставлен в верхних углах до прямоугольника при изготовлении на него оклада и киота в конце XVII в. (на старой фотографии иконы без оклада заметно несоответствие верхних угловых частей, расписанных цветочным орнаментом в духе народной иконописи, профессиональному уровню живописи иконы). На некоторых списках XVIII – начала XX вв. (в частности, русских, восходящих к чудотворной иконе Гефсиманского скита) в изображении есть графическое обозначение полукруглого завершения образа – фигура Богоматери как бы вписана в арку (на гравюре и списках с неё арка не изображалась). Отсутствие идентифицирующей надписи свойственно многим украинским спискам чудотворной иконы разного времени, они опознаются исследователями только по иконографии. К ним относится образ из иконостаса церкви великомученицы Екатерины в Киеве (Киево-Печерский музей-заповедник), при которой существовало Синайское подворье. Вследствие этого на Синай из Киева попали две иконы такого типа в составе наборов из четырёх икон для местного ряда иконостасов небольших храмов. Первый написан Осипом Белецким в 1838 г. (иконостас церкви апостола Иоанна Богослова Синайского монастыря); второй – мастером Феодотом в 1844 г. (церковь пророка Моисея в Фаранском монастыре на Синае). Помимо гравюры, иллюстрирующей «Руно орошённое», в украинской графике известны другие изображения Ильинской Черниговской иконы: ксилография, выполненная в Киево-Печерской лавре; резцовая гравюра 1727 г. работы монаха Гавриила по заказу иеромонаха Иринарха (Бугушевича), где Богородица и Младенец представлены в рамке из цветов и акантовых листьев. В русском искусстве изображения Ильинской Черниговской иконы появлялись на рубеже XVII и XVIII вв., образцом для них была гравюра из черниговских изданий «Руна орошённого». Один из ранних примеров – росписи северного крыльца церкви пророка Илии в Ярославле (конец XVII в.): в своде изображена сама икона, по сторонам от неё – две сцены из истории образа. К началу XVIII в. относятся первые известные московские списки Ильинской Черниговской иконы (Исторический музей; частное собрание). Сказание об Ильинской Черниговской иконе вошло в состав сборника «Солнце Пресветлое» Симеона Моховикова (Научная библиотека МГУ, 1715–1716 гг.) и было проиллюстрировано гравюрой работы Григория Павловича Тепчегорского (1713–1714 гг.). Впоследствии изображения Ильинской Черниговской иконы обычно включались в иконы-своды Богородичных образов, в том числе эта икона присутствует на наиболее ранних из них – мастера Оружейной палаты Ивана Дорофеева 1722 г. (частное собрание). В конце XVIII в. встречаются Ильинские Черниговские иконы с клеймами, иллюстрирующими акафист Богородице (икона Якима Максимова 1780 г., Владимиро-Суздальский музей-заповедник). Исследователям известны украинские иконы этой иконографии, бытовавшие в России с конца XVII в. (местный ряд иконостаса церкви Святой Троицы в Останкине в Москве, Воскресенского собора в Угличе).

 



 
PR-CY.ru