ИЛЬДЕФОНС - Страница 9

По просьбе собравшихся Ильдефонс вошёл в церковь и увидел Богоматерь, восседающую на епископской кафедре, и в алтаре – хор дев, поющих псалмы. Обратившись к Ильдефонсу, Богоматерь поблагодарила его за труды и хвалы Ей: «Прими маленький подарок (munusculum) из руки Моей, который Я принесла тебе из сокровищницы Моего Сына». Богоматерь подарила Ильдефонсу «одеяние» («benedictione tegminis quae tibi delata est»), которое он должен был носить в дни Её праздников. Она обещала, что Ильдефонс «уже в этой жизни будет украшен облачением славы» (в некоторых рукописях – «церковным облачением»), а после кончины будет причислен к лику праведников. Затем Богоматерь исчезла, Ильдефонс остался «взволнованный полученной им славой... и в раздумьях о дарованной ему пальмовой ветви победы». Из-за особенностей языка Сихилы рассказ исследователям не вполне ясен и не поддаётся однозначному истолкованию. Согласно внутренней датировке событий, Сихила относил оба чуда к 662 г. На этом Житие заканчивается, в некоторых рукописях к нему добавлены перечень сочинений Ильдефонса и сообщение о его кончине из заметки Иулиана. Некоторые подробности, приведённые Сихилой, исследователям не вполне ясны. Так, агиограф дважды вводит в повествование образ надменного короля Рекесвинта, оба раза с отрицательными характеристиками. Однако он не получает развития в дальнейшем, поэтому причины отрицательного отношения агиографа к Рекесвинту остаются неизвестными. К Житию Ильдефонса примыкает сообщение Мосарабской хроники 754 г. (как полагают исследователи, составленной в Толете при епископе Сихиле) о том, что на XI Толетском соборе (675 г.) «блистал... златоустый» Ильдефонс, написавший книги о девстве Богоматери, пользовавшиеся в Испании большим уважением. Это сообщение содержит явный анахронизм – Ильдефонс скончался задолго до Собора. Мосарабские авторы второй половины VIII в. располагали немногими сведениями о Вестготском королевстве VII в., в основном, полученными из деяний Толетских соборов. Между 656 и 675 гг. Соборы не созывались, поэтому историографы черпали сведения о короле Рекесвинте и об Ильдефонсе из преданий. Скорее всего, по мнению исследователей, двусмысленная оценка, которую хронист даёт Рекесвинту (человек «бесчестный, но доброй жизни»), основана на несохранившихся легендах. Отсутствием точных сведений о деятельности Ильдефонса исследователи объясняют также развитие легенды о нём в мосарабскую эпоху. О том, что Сихила мало знал об истории Толетской кафедры в VII в., свидетельствует упоминание им епископа Сисберта (690–693 гг.), который якобы первым воссел на престоле, где Ильдефонсу явилась Богоматерь. В наказание за это епископ был смещён и отправлен в ссылку. В действительности епископ Сисберт был низложен на XVI Толетском соборе (693 г.) по обвинению в заговоре против короля Эгики.

 



 
PR-CY.ru