ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ - Страница 10

Сочетание изображений двух святых исследователи объясняют текстом описания погребений владимирского Успенского собора в сборнике XVII в. из Троице-Сергиевой лавры: «И по обещанию… Иосифа патриарха… мощи благоверного великого князя Георгия Всеволодовича пренесены в великую церковь и положены в серебряную раку у святительского места, подобно тому, яко же на Москве положены мощи благоверного царевича Димитрия Московского чудотворца у Архангела в соборе». По мнению исследователей, идея уподобления владимирского великого князя ранее прославленному мученику царевичу Димитрию Угличскому принадлежала патриарху Иосифу и отражала почитание их как новых чудотворцев, молитвенников за Русскую землю и покровителей царского дома Романовых. Их изображения соседствуют и в росписи юго-западного столпа церкви Положения риз Пресвятой Богородицы Московского Кремля, созданной по заказу патриарха Иосифа в 1644 г., в период подготовки прославления нового Владимирского чудотворца. Такой тип изображения святого продолжал существовать и в последующее время, судя, в частности, по текстам иконописных подлинников XVIII–XIX вв., где немного варьируется цвет волос и длина бороды: «Подобием черноус, брада проста, подоле Николины, в шапочке, шуба на нем княжеская, под нею латы»; «пишется как и иные князи, рус, брада со Власиеву»; «и убиение святаго благовернаго князя Георгия, Владимирскаго чудотворца, брада черна проста, подоле Иоакимовы, шуба на нем княжеска». Достаточно скупое описание внешности Георгия Всеволодовича предложено в руководстве 1910 г. Виктора Доримедонтовича Фартусова: «Типа русскаго, средних лет, со средней величины бородой; в одежде русских князей». Во владимирских землях большое распространение получили изображения Георгия Всеволодовича вместе с другими особо почитаемыми там святыми – прежде всего, с его князьями-сродниками. Такие произведения появились уже в середине – второй половине XVII в.: на раке Георгия Всеволодовича дробница с его фигурой сочеталась с образами князей Андрея Боголюбского и Александра Невского, изображения владимирских князей присутствовали в росписи св. ворот Рождественского монастыря во Владимире, а также на обороте писанного на камне запрестольного образа этой обители. На шитой хоругви середины – второй половины XVII в. Георгий Всеволодович и князь Александр Невский предстоят Пресвятой Богородице на престоле (Владимиро-Суздальский музей-заповедник); известна икона «Спас Смоленский с припадающими князьями Александром Невским и Георгием Владимирским» середины XVII в. из Успенской (Богородицкой) церкви Успенского женского монастыря во Владимире (Владимиро-Суздальский музей-заповедник), где Георгий Всеволодович представлен без княжеской шапки. Эта особенность, которая часто встречается в изображениях св. князей XVII в., свидетельствует о том, что Георгия Всеволодовича воспринимали не только как князя-воина и сродника русских государей, но и как смиренного мученика и заступника за православных христиан. Молитвенный жест святого на этой иконе – воздетая правая рука (в отличие от позы князя Александра Невского), – по мнению исследователей, соотнесён с описанием его мощей (содержится в Степенной книге и разных вариантах Жития), где указано, что Георгий Всеволодович лежит в гробу с поднятой десницей: «Еще же и страстотерпческая его честная рука воздета выспрь в молении к Богу, показующу его теплую веру и страдалческия подвиги».

 



 
PR-CY.ru