ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ - Страница 8

Судя по росписи Архангельского собора Московского Кремля 1652–1666 гг. (строго следующей программе росписи 1564–1565 гг.), образ Георгия Всеволодовича как одного из царских предков, которому уделено большое внимание в тексте Степенной книги, был включён в первоначальное убранство храма (помещён на южной грани юго-западного столпа). Одно из ранних изображений сохранилось на иконе князя Александра Невского с 36 клеймами Жития конца XVI – начала XVII вв. из придела Входа Господня в Иерусалим собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Исторический музей): в 32-м клейме «Чудо о победе на Молодех» представлены святые Борис и Глеб и Георгий Всеволодович среди владимирских князей, которые, встав из гробов, помогают русскому войску в сражении 1572 г. с крымским ханом Девлет-Гиреем. Единоличные образы святого появились, как полагают исследователи, вскоре после обретения его мощей в связи с их почитанием, хотя могли существовать и немного раньше, т.к. служба Георгию Всеволодовичу в рукописном и печатном вариантах была известна уже в 1630 гг. На крышке серебряной раки, устроенной в 1645 г. тщанием патриарха Иосифа «по обещанию, во славу и честь» Георгия Всеволодовича, находилась икона работы царских мастеров (Третьяковская галерея) с изображением князя в рост, в коротком хитоне, доспехах и княжеской шубе (с рукавами и застёжками), богато украшенной орнаментами, в шапке-короне, с крестом в поднятой правой руке и мечом в опущенной левой, вверху – образ Святой Троицы (ветхозаветной); позднее икона стояла в местном ряду иконостаса Успенского собора. Тогда же, около 1645 г., в Москве создан шитый покров на мощи (Владимиро-Суздальский музей-заповедник), который в деталях рисунка воспроизводит этот тип иконографии и внешний облик святого: это средовек с короткими русыми кудрявыми волосами и маленькой бородой, на конце раздвоенной. Почти без изменений и с образом Святой Троицы вверху рисунок повторяется на шитой иконе середины – второй половины XVII в. (Владимиро-Суздальский музей-заповедник); на единоличной иконе (в окладе) того же времени из собора Зимнего дворца. По мнению исследователей около середины XVII в. был изготовлен по царскому заказу и серебряный позолоченный ковчег для мощей Георгия Всеволодовича и Гурия Казанского (музеи Московского Кремля; с 1681 г. находился в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля) в технике высокой чеканки, с близким, но поясным типом изображения князя, с иным положением рук (десница с крестом возле груди), а также гравированная серебряная дробница около 1645 г. (Владимиро-Суздальский музей-заповедник) с его образом в рост, происходящая из Успенского собора во Владимире (очевидно, часть оформления раки святого). Важной особенностью ранней иконографии Георгия Всеволодовича является изображение доспехов, которое отличает его от других русских князей, как правило, представленных в плащах или шубах. Стремление подчеркнуть воинское достоинство князя, по-видимому, связано с его гибелью в битве, а также с уподоблением Георгия Всеволодовича его патрональному святому – великомученику Георгию Победоносцу (в надписи на раке XVII в. Георгий Всеволодович именуется «добропобедным Христовым мучеником»).

 



 
PR-CY.ru