ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ - Страница 7

Особый вариант Жития Георгия Всеволодовича («Житие и страдание»), в основу которого лёг текст из Степенной книги, был создан около середины XVII в. в Костроме (известен в одном списке – Российская государственная библиотека, вторая четверть XVIII в.), как полагают исследователи, Сергием (Шелониным), в 1647–1648 гг. являвшимся настоятелем Ипатиевского во имя Святой Троицы мужского монастыря. В это Житие включено повествование об основании Георгием Всеволодовичем Юрьевца-Повольского. Костромское Житие Георгия Всеволодовича было, по мнению исследователей, использовано при составлении старообрядцами «Сказания о граде Китеже» (конец XVII в.), главным героем которого является Георгий Всеволодович, пострадавший «от царя Батыя за веру Христову и за святые церкви». В отредактированном виде эта редакция Жития вошла в Четьи-Минеи Андрея Денисова 1713–1715 гг. Старообрядческий монах Иона Керженский включил краткое Житие Георгия Всеволодовича, составленное на основе Степенной книги, в «Алфавит русских святых». В 1774 г. во имя Георгия Всеволодовича был освящён южный придел владимирского Успенского собора. Вероятно, в это время на столпе над гробницей князя появилась стихотворная надпись, автором которой считают императрицу Екатерину II. В 1795 г. во имя Георгия Всеволодовича был освящён левый придел нижегородского Архангельского собора, в 1863 г. – левый придел Спасо-Преображенского собора Нижнего Новгорода. В 1889 г. в дар Нижнему Новгороду из Владимира была передана великокняжеская шапка, по преданию, принадлежавшая Георгию Всеволодовичу. Мощи Георгия Всеволодовича после их вскрытия в феврале 1919 г. были изъяты из владимирского Успенского собора, возвращены церкви в 1950 гг. (раньше 1958 г.), в настоящее время почивают в Успенском соборе. Имя Георгия Всеволодовича включено в Собор Владимирских святых, празднование которому было установлено в 1982 г. по благословению Владимирского и Суздальского архиепископа Серапиона (Фадеева). Иконография Георгия Всеволодовича достаточно обширна, включает образцы, свидетельствующие о его почитании в московских, во владимирских и в нижегородских землях. По мнению некоторых исследователей (Николай Николаевич Воронин, Георгий Карлович Вагнер и др.), прижизненное изображение Георгия Всеволодовича входит в состав рельефной композиции в тимпане восточной закомары северного фасада Димитриевского собора во Владимире (1190 гг.): представлен восседающий на престоле «правитель» с отроком на коленях и четырьмя отроками по сторонам. Согласно традиционной интерпретации сюжета, это изображение великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо и пяти его сыновей, родившихся к моменту строительства храма, в том числе Георгия Всеволодовича (в последнее время эта версия подвергается сомнению многими исследователями). Изображения Георгия Всеволодовича без индивидуальных особенностей, но с возрастной характеристикой присутствуют на миниатюрах Лицевого летописного свода 1570 гг. – Голицынского тома (например, здесь представлено положение главы князя в гроб с его телом) и особенно Лаптевского тома, где проиллюстрированы основные события жизни и княжения Георгия Всеволодовича, в том числе походы против рязанских князей, женитьба, завещание ему великого княжения, противостояние с князем Константином и битва на реке Липице, начало великого княжения Георгия Всеволодовича во Владимире, приём болгарских послов, основание Нижнего Новгорода и др.

 



 
PR-CY.ru