ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ - Страница 9

Другой необычной для русской княжеской иконографии деталью является головной убор в виде закрытого венца с городчатым ободом, сближающий изображения Георгия Всеволодовича на крышке раки и мученика царевича Дмитрия Ивановича Угличского на покрове его раки 1628–1630 гг. в Архангельском соборе Московского Кремля. Возможно, это подчёркивало принадлежность Георгия Всеволодовича к династии владимирских великих князей – предков московских государей. Этот типичный извод княжеской иконографии с некоторыми вариациями встречается в храмовых росписях середины – второй половины XVII в.: в Успенском соборе владимирского Княгинина женского монастыря 1647–1648 гг. (Георгий Всеволодович с благословляющей десницей), в Архангельском соборе Московского Кремля – одеяния святого, в том числе длинное платье, украшены орнаментами, на голове – шапка, волосы и борода – с проседью (живопись поновлена мастерами артели Николая Михайловича Сафонова в 1859, 1865–1866 гг.). В это же время создана серебряная позолоченная пластина 1656 г. с гравированным поясным образом Георгия Всеволодовича – сравнительно молодого, с очень короткой бородой, в шубе и шапке с меховой оторочкой, –  помещённая над частицей его мощей в нижней части Кийского креста середины XVII в. (храм Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве). К реликвиям императорской семьи принадлежит мощевик второй половины XVII в. из Гатчинского дворца (Государственный Эрмитаж), включающий живописный образ Божьей Матери «Одигитрия», гравированное изображение Георгия Всеволодовича на внутренней стороне крышки (в шубе, открытом городчатом венце, с мечом) и его же рельефную, покрытую многоцветной эмалью фигуру – редкий образец иконографии святого в виде воина (без шапки, в доспехах, с мечом и стягом) – на лицевой стороне. Особая роль в создании произведений с изображением Георгия Всеволодовича принадлежала патриарху Иосифу, очевидно, уроженцу Владимира, инициатору обретения мощей князя. С его именем связано не только изготовление раки и надгробного покрова святого, но и заказ росписей в соборе Княгинина монастыря, где образ Георгия Всеволодовича занимает одно из важных мест. У патриарха хранилась икона Георгия Всеволодовича, участвовавшая в чине празднования дня его памяти 4 февраля в Московском Кремле. Как полагают исследователи, по заказу патриарха лучшими московскими мастерами была выполнена и Владимирская икона Божьей Матери в киотной раме с избранными святыми середины XVII в. (Владимиро-Суздальский музей-заповедник; судя по составу изображений, происходит из Успенского собора во Владимире): на правом поле серебряного с позолотой оклада помещён килевидный киотец с образом Георгия Всеволодовича в молении, без типичных для его ранней иконографии меча и мученического креста; на левом поле – мученик Димитрий Угличский. Парное изображение этих святых располагается и на верхнем поле киотной рамы: здесь Георгий Всеволодович представлен без доспехов, с поднятыми руками, продетыми в рукава шубы, в повороте к изображённому фронтально царевичу Димитрию.

 



 
PR-CY.ru