ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ - Страница 11

Иконы Георгия Всеволодовича вместе с Владимирскими чудотворцами продолжали создаваться в XVIII–XIX вв. В этот период получили распространение произведения, в которых объединены не только изображения всех владимирских князей, включая Георгия Всеволодовича, но и образ мученика Авраамия Болгарского, а также некоторых других святых. Так, во Флорищевой пустыни находилась икона XVIII в., где были представлены цари Константин и Елена, князья Александр Невский, Андрей Боголюбский, Георгий Всеволодович, Глеб Андреевич Владимирский и мученик Авраамий Болгарский. Изображение Георгия Всеволодовича было включено в роспись заложенной после 1724 г. камнем арки восточных ворот владимирского Рождественского монастыря: здесь образу Божьей Матери «Знамение» предстояли владимирские князья, мученик Авраамий Болгарский и Киевский митрополит Максим. Редкий пример более свободной композиции, включающей фигуры всех владимирских князей и мученика Авраамия Болгарского, – образ «Благоверные великие князья владимирские» 1814 г. работы Ивана Афанасьева из собрания Николая Петровича Лихачёва (Русский музей), где фигуры расположены под парящей в небесах Владимирской иконой Божьей Матери, на фоне пейзажа, Георгий Всеволодович держит копьё. Особый извод, представленный иконами, вышедшими, главным образом, из владимирских иконописных сёл, – изображение пяти местных святых в одном ряду, с фигурой князя Александра Невского в центре, или в двух рядах, причём Георгий Всеволодович, как правило, крайний справа, одет по-княжески, иногда в горностаевую мантию (слева напротив – князь Андрей Боголюбский, немного сзади – мученик Авраамий и князь Глеб Владимирский): образы конца XVIII – начала XIX вв. (с мощевиками) и последней трети XIX в. из Успенского собора Владимира, середины – второй половины XIX в. (Владимиро-Суздальский музей-заповедник, частное собрание). Аналогичный подбор святых – на литографии 1857 г. мастерской Ивана Александровича Голышева во Мстёре (цензурные экземпляры 1864, 1871 гг.: Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии). На палехской иконе конца XIX – начала XX вв. кисти Михаила Ивановича Парилова из частного собрания, на мстерском образе того же времени (Владимиро-Суздальский музей-заповедник) написаны только три князя (Георгий Всеволодович с крестом в руке, плащ в виде домонгольского корзна), предстоящие Владимирской иконе Божьей Матери; аналогичный образ около 1884 г. с дарственной надписью – из собрания Ивана Егоровича Забелина (Исторический музей). Необычен тип иконографии святого (с непокрытой головой и бородой средней длины, без доспехов и атрибутов) в росписи «альфреско» интерьера Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, 1826–1830 гг. крестьянина Тимофея Алексеевича Медведева из села Тейкова. В иконописи XVIII–XIX вв. Нижегородского региона Георгий Всеволодович изображался, в основном, как основатель города на фоне архитектурного пейзажа с видами соборов, как на иконах середины – второй половины XIX в. (Нижегородский музей, Спасский староярмарочный собор Нижнего Новгорода), где внешний облик, поза и одеяние, несомненно, восходят к ранним произведениям.

 



 
PR-CY.ru