ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ - Страница 5

На похоронах Георгия Всеволодовича присутствовали его братья великий князь Ярослав и Суздальский князь Святослав, а также другие князья с дружинами, множество бояр и слуг. Как отмечал современник, «не бе слышати пенья в плачи, и велици вопли, плака бо ся весь град Володимерь по нем». В «Книге Степенной царского родословия» описано совершившееся при захоронении чудо: «Святая глава его тако совокупно прильпе к честному телеси его, яко ни следа видети отсечения на выи его, но вся составы целы и неразлучьны... Еще же и рука его десная выспрь бяше воздеяна видети, еюже, яко жив, показуя подвиг своего совершение». Рассказ Степенной книги о Георгии Всеволодовиче вошёл под 4 февраля в Четьи-Минеи, составленные в 1646–1654 гг. Иоанном Милютиным. Достоверность этого сообщения подтвердило вскрытие мощей Георгия Всеволодовича, которое состоялось 13 и 15 февраля 1919 г. Очевидец вскрытия мощей сообщил: «У великого князя Георгия, убитого в бою с татарами... в котором ему была прочь отсечена голова, последняя оказалась приросшей к телу, но так, что можно было заметить, что она раньше была отсечена, так что и шейные позвонки были смещены и срослись неправильно». Почитание Георгия Всеволодовича прослеживается в летописании XIII–XVI вв. В «Повести о нашествии Батыя» в составе Лаврентьевской летописи 1377 г. (свод 1305 г.) владимирские князья, погибшие в 1238 г. на Сити, характеризуются как мученики за Христа: Василько «кровью мученичьскою омывся прегрешении своих с братом и отцем Георгием, с великим князем». В «Похвале Георгию Всеволодовичу», читающейся в той же летописи, говорится, что он «потщася Божья заповеди хранити, и Божии страх присно при себе имея в сердци... не щадяше именья своего, раздавая требующим, и церкви зижа, и украшая иконами безъценными и книгами... чтяшет же излиха чернечьскыи чин и поповьскыи, подая им еже на потребу, тем и Бог прошенья его свершаше». В «Русский хронограф» редакции 1512 г. включён рассказ «О убиении великаго князя Юрья», содержащий молитву Георгия Всеволодовича перед битвой на Сити после получения известия о взятии Владимира. В Никоновской летописи (конец 1520 гг.) молитва Георгия Всеволодовича заканчивается прошением о причтении «с новыми сими мучениками». К середине XVI в. Георгий Всеволодович ещё не был канонизирован: его имя включено в Помянник русских князей и княгинь, созданный между 1 октября 1556 г. и 30 января 1557 г. по указанию царя Ивана IV Васильевича Грозного, в раздел «А сех поминати на понахидах». Степенная книга (1560 гг.) прославляет Георгия Всеволодовича как мученика: «Великий князь Георгий веньчася кровию, еюже взыде ко Христу, от Негоже и мученический венець прият, егоже желаше». В редакцию Жития князя Александра Невского, созданную Ионой (Думиным) в конце XVI в., включён рассказ о видении, бывшем иноку владимирского Рождественского монастыря Антонию во время нашествия на Москву крымского хана Девлет-Гирея в 1572 г. Инок увидел святых Бориса, Глеба и Александра Невского, которые будили князей, чьи останки почивают во владимирских храмах, – Андрея Юрьевича Боголюбского, Ордынского царевича Петра и Георгия Всеволодовича – и призывали их прийти на помощь Ивану Грозному против татар.

 



 
PR-CY.ru