ГАЛИЦКАЯ РУСЬ - Страница 16

С 1861 г. под редакцией Б.А. Дедицкого выходила независимая политическая газета «Слово» на языке галицких русинов. И.Г. Наумович инициировал широкое движение в униатских приходах по возвращению в богослужение православного обряда (в него систематически вводились католические элементы). Львовский митрополит Григорий Яхимович не мешал движению, но под давлением Рима был вынужден призвать униатов подождать до решения Собора, который обещал вскоре созвать. Однако 29 апреля 1863 г. он неожиданно умер, после чего «обрядовому движению» был положен конец. 8 февраля 1867 г. образовалась Австро-Венгерская монархия, в которой венгры имели права автономии, надежды славянских народов на аналогичные права потерпели крах. В конце 1860 гг. произошёл раскол национального движения в Галиции на «русскую» и «украинскую» партии; «украинская» (во многом отвечая на русификаторскую политику российских властей в Восточной Украине) пропагандировала идею единой Украины. Возникли культурно-просветительские организации украинского направления («Просвiта», основана в 1868 г.; «Наукове товариство iменi Т.Г. Шевченка», возникло после реорганизации общества им. Тараса Григорьевича Шевченко, основанного в 1873 г.). Русского направления придерживалось общество им. Михаила Алексеевича Качковского (основано в 1874 г.). В начале XX в. одним из лидеров русского движения был Осип Андреевич Мончаловский, украинскую партию возглавлял Михаил Сергеевич Грушевский (оба деятеля входили в приходской совет львовской православной церкви во имя великомученика Георгия). На фоне ухудшавшихся взаимоотношений России и Австро-Венгрии австрийские правящие круги делали ставку на украинское движение в Галиции, подавляя в нём лишь крайние социалистические тенденции. «Москвофилы» постоянно встречали враждебное отношение австрийской администрации. В 1867 г. Я.Ф. Головацкий принял участие в этнографической выставке и славянском съезде в Москве, после чего был изгнан из Львовского университета и в 1868 г. уехал в Россию. В 1882 г. был начат судебный процесс против И.Г. Наумовича, Адольфа Ивановича Добрянского-Сачурова, Венедикта Михайловича Площанского, Ольги Адольфовны Грабар и др., которых обвиняли в панславизме и государственной измене. Поводом для суда над ними было их участие в попытке жителей села Гнилички перейти в православие (что не было запрещено законом). Обвинение провалилось, но за «нарушение публичного спокойствия» подсудимые были приговорены к нескольким месяцам тюрьмы. И.Г. Наумович, кроме того, был лишён прихода, а затем отлучён от католической церкви. А.И. Добрянский-Сачуров был выслан под административный надзор в Тироль, его дочь О.А. Грабар с семьёй эмигрировала в Россию. В конце XIX в. в униатской церкви в Галиции произошли изменения. В 1882 г. василианские монастыри были переданы под власть иезуитов. Против этой меры выступил униатский Львовский митрополит Иосиф Сембратович, вскоре смещённый с кафедры. Его сменил Сильвестр Сембратович, поддержавший проукраинскую политику австрийской администрации. В 1893 г. была закрыта галицко-русская униатская духовная семинария в Вене, под угрозой закрытия оказалась духовная семинария во Львове, вместо которой предполагалось открыть несколько епархиальных духовных семинарий с пониженным образовательным цензом.

 



 
PR-CY.ru