ГРАВЮРА - Страница 6

В 1678 г. в Московском Кремле была основана Верхняя типография, издания которой впервые в России получили гравированные на меди титулы и фронтисписы со сложной символикой, раскрывавшей их значение. Над их созданием работали Симон Ушаков и гравёр Афанасий Трухменский, с чьим именем связывается основание первой школы гравюры на меди в России (Василий Андреев, Леонтий Кузьмич Бунин). Произведениями школы были бумажные иконы, копии с иллюстраций европейских гравированных Библий и отдельных эстампов, аллегорические композиции, орнаментальные рамки для украшения книг, иллюстрации, первая в России цельногравированная книга («Букварь Кариона Истомина» (1694 г.) с гравюрами Л.К. Бунина). С именем Василия Андреева связано развитие гравюры в Соловецком монастыре. В 1686–1688 гг. здесь работала мастерская, где были отпечатаны рамки для украшения рукописей и картинки с изображением обители и преподобными Зосимой и Савватием. Расцвет мастерской, начавшийся в 1689 г., пришёлся на XVIII в. Гравюры на меди здесь использовали для оформления дорогих богослужебных книг. Завершение средневекового периода истории русской гравюры на металле ознаменовалось деятельностью Григория Павловича Тепчегорского, который работал на Московском Печатном дворе и, возможно, в Гражданской типографии Василия Ануфриевича Киприанова (1669–1723 гг.). Наиболее популярными из его работ стали «Большие святцы» (1713–1714 гг.), служившие иконографическим образцом для подобных изданий до начала XIX в., и «Акафист Алексию, человеку Божию», – подносной лист царевичу Алексею Петровичу. В Петровскую эпоху гравюра на меди переживала подъём в связи с привлечением иностранных мастеров. Приглашённый в Россию голландский гравёр Адриан Схонебек (1661–1705 гг.) обучал русских учеников новым техникам гравирования: офорту и меццотинто, которые вскоре нашли отражение в религиозной гравюре, в целом сохранявшей традиции XVII в. Большинство изданий Московского Печатного двора (с 1721 г. – Синодальная типография) украшали гравированными на меди титульными листами, которые, в основном, исполнялись Иваном Фёдоровичем Зубовым (1677–1743 гг.) и Василием Томиловым по образцам Библий И. Пискатора и М. Мериана. Религиозные сюжеты продолжали часто издаваться в эстампной гравюрой, хотя занимали не столь значимое место, как раньше. Так, Гражданская типография Василия Ануфриевича Киприанова выпустила иллюстрации к псалмам (103, 108), святцы с досок Г.П. Тепчегорского (1714, 1722 гг.) и собственной перегравировки; святцы и иллюстрации к Священной истории вошли в состав «Брюсова календаря» (1709–1715 гг.). С 1724 г. святцы начали помещать регулярно в изданиях Миней, первые были награвированы Алексеем Фёдоровичем Зубовым (1682–1751 гг.). В эстампной гравюре петровского времени возник новый жанр – конклюзия (тезис), сложное аллегорическое произведение на темы диспутов в Славяно-греко-латинской академии, посвящённое прославлению иерархов и т.п. Распространение жанра связано с польско-украинскими влияниями, в частности, с традицией Киево-Могилянской академии, многие питомцы которой обосновывались в Москве.

 



 
PR-CY.ru