ГРАВЮРА - Страница 3

После включения Альбрехтом Пфистером (около 1420 – около 1466 гг.) гравированных иллюстраций и инициалов в издание «Boner U. Der Edelstein». Bamberg, 1461 г. техника гравюры на дереве начала активно вытеснять миниатюру из печатных изданий и вскоре стала основным способом иллюстрирования книги, сохраняя при этом значение и в станковых жанрах. В России появление ксилографии совпало с началом книгопечатания. Первые гравированные на дереве орнаментальные украшения (заставки) известны в изданиях анонимной типографии (1550–1560 гг.), в которых воспроизводилась традиционная схема балканской плетёнки. Дальнейшее развитие ксилографии в России связано с деятельностью Ивана Фёдорова (около 1510 – 1583 гг.) и Петра Мстиславца. В первом издании «Апостола» (М., 1564 г.) впервые в России был помещён гравированный фронтиспис с изображением евангелиста Луки в архитектурной рамке, конструкция и декор которой были заимствованы с арки на гравюре Эрхарда Шёна (около 1491 – 1542 гг.) «Иисус Навин» из немецкой Библии Мартина Лютера, напечатанной Пейпусом (Нюрнберг, 1524 г.). В изданиях Ивана Фёдорова присутствовали также различные орнаментальные украшения со сложной символикой, которые органично соединялись с текстами книг. Так, в Острожской Библии (Острог, 1581 г.) особое значение имели гравированные заставки и виньетки с мотивом живого и мёртвого дерева (побега), сопровождавшие тексты Ветхого и Нового Завета, изображение кувшина (крынки), являющегося символом Святого Духа, и др. Среди московских старопечатных изданий богатством орнаментальных украшений выделяется «Четвероевангелие» Анисима Радишевского (М., 1606 г.), где представлены гравированные изображения четырёх евангелистов. В Псалтири 1615 г. мастера Московского Печатного двора Кондратия Иванова во фронтисписной гравюре «Царь Давид» воспроизведены детали архитектурной рамки «Апостола» 1564 г. В Букваре (М., 1637 г.) Василия Фёдоровича Бурцова-Протопопова (ум. после 1648 г.) помещена первая жанровая гравюра с изображением сцены в классной комнате училища. Одно из самых интересных произведений искусства ксилографии Древней Руси представляет собой титульный лист к московской Библии 1663 г., гравированный монахом Зосимой. Это – сложное аллегорико-символическое произведение, в котором противопоставляются новозаветные и ветхозаветные сюжеты, соединённые с изображением российского герба и портретом царя Алексея Михайловича. В конце 1670 гг. в связи с заменой печатных форм в стилистике орнаментов московских изданий на смену «старопечатному» (растительному) орнаменту пришли композиции барочных форм, сохранившиеся и в изданиях синодального периода. В конце 1660 – 1670 гг. работали мастерские, связанные с резчиками Московского Печатного двора и рядом монастырей, и получила широкое развитие эстампная ксилография. Одним из первых гравированных на дереве оттисков был антиминс 1652 г.; самой ранней из датированных станковых гравюры на дереве является оттиск «архагглъ михаiлъ воевода нбсныхъ силъ» (1668 г.; известен единственный экземпляр состояния 1730 гг., Российский исторический архив).

 



 
PR-CY.ru