ГРАВЮРА - Страница 9

Одним из самых заметных явлений в истории русской религиозной гравюры стало создание Фёдором Ивановичем Иорданом (1800–1883 гг.) копий с «Преображения» Рафаэля, произведения, которое в первой половине XIX в. считалось образцом, достойным подражания в русской иконописи; копии с него получили широкое распространение в русской профессиональной и лубочной гравюре. К числу шедевров гравюры относится серия оттисков Алексея Егоровича Егорова (1776–1851 гг.) в редкой для России технике «мягкого лака» на библейские сюжеты. Академические традиции продолжали развиваться в творчестве мастеров конца XIX – XX вв.: Василия Васильевича Матэ (1656–1917 гг.), Павла Александровича Шиллинговского (1881–1942 гг.) и др. Обращение к библейским сюжетам в это время часто определялось конкурсными условиями Академии художеств. В конце XIX в. гравюра на металле вновь была востребована благодаря особому эстетическому эффекту и стала служить оригиналом для иллюстраций в журналах («Русский паломник») и книгах, которые воспроизводились фотоспособами (подобные иллюстрации и отдельные листы выпускаются и в настоящее время). В советский период в технике гравюры на металле работали многие художники; религиозная тематика находила отражение, в основном, в жанре видовой гравюры. Литография была изобретена Алоизом Зенефельдером в 1796–1797 гг. в Мюнхене в результате экспериментов по поиску дешёвого способа печатания нот и текстов; первый удачный опыт его литографии – изображение лика Иисуса Христа (1798 г.). Простота изготовления, относительная дешевизна, большой тираж (несколько тысяч оттисков) сделали технику литографии очень популярной для выполнения как отдельных листов, так и книжных иллюстраций и прикладной графики. Литографские мастерские открылись в Англии (1801 г.), в Германии (1805 г.), во Франции (1816 г.), где художественная литография получила наибольшее развитие. В России она появилась в 1810 гг. Первый её художественный образец датирован 1816 г. («Курды», Александр Осипович Орловский). Литографские мастерские были организованы при Министерстве иностранных дел (1816 г.), Главном штабе (1817 г.). К числу первых частных литографий относятся мастерские Петра Фёдоровича Гельмерсена, М. Тюлева, У. Миллера, А. Плюшара, И. Беггрова. Большую роль в распространении литографии в России сыграло Общество поощрения художников. Литографией занимались художники Орест Адамович Кипренский (портреты, «Образ Спасителя, представившийся во сне Аннибалу Караччи», 1820 гг.), Владимир Лукич Боровиковский (изображения четырёх евангелистов, 1818 г.) и др. Пейзажист Андрей Ефимович Мартынов оставил около 100 литографированных видов Санкт-Петербурга и пригородов. Расцвет литографии в России пришёлся на середину – вторую половину XIX в.

 



 
PR-CY.ru