ГРАВЮРА - Страница 2

Её разновидностями являются техника «сухой иглы» (обработка доски офортной иглой, без резца и травления); обрезная (рельефная) гравюра (высокая печать), распространённая в Европе до начала XV в., в России в XVII в., с использованием латунных, свинцовых, чаще оловянных досок, которые обрабатывались резцами, как при ксилографии; техника меццотинто («тушёванная», «чёрная манера»), появившаяся в середине XVII в. К химическим способам относятся офортные техники, связанные с применением кислоты для травления металла. Медная доска покрывается кислотоупорным лаком, по которому офортными иглами процарапываются линии изображения, затем следует травление кислотой. Под воздействием кислоты металл в местах, процарапанных иглой, разъедается, образуя углубления, которые после снятия лака набиваются краской и отображаются в цвете на оттисках (глубокая печать). Другие способы офорта: пунктир, мягкий лак, акватинта, лавис, карандашная манера. Часто изображение гравируют несколькими способами. Для печати с металлических досок использовался специальный («фигурный», «фряжский») стан с цилиндрическими валами, через которые пропускалась металлическая пластина (доска), покрытая увлажнённой бумагой; под сильным давлением краска выделялась из доски и воспринималась бумагой. Выпуклая и углублённая гравюра на металле может быть цветной. При первом способе на подготовленную металлическую доску тампонами наносят различные краски. Второй способ заключается в создании отдельных досок для каждого цвета и в последовательной печати с этих досок на лист бумаги. Отпечатанные на бумаге оттиски нередко раскрашивались (особенно характерно для народной гравюры). Литография (от греч. «литос» – «камень») – способ плоской печати, при котором оттиск получается с помощью плоской (нерельефной) формы. В литографии используются те породы известняка, которые не принимают краску после протравливания слабой кислотой. На камне выполняют рисунок специальным литографским карандашом, пером или кистью, употребляя литографскую тушь. Затем камень протравливается смесью кислоты и гуммиарабика – покрытые рисунком места легко принимают краску, чистая поверхность камня её отталкивает. Печать производится на специальном станке на плотной бумаге. Литография бывает одноцветной и цветной (тоновая, с использованием до четырёх камней разного цвета; хромолитография – от четырёх до сорока камней). Гравюра на дереве появилась в Западной Европе в начале XV в. (в Китае её возникновение относят к VI–VII вв.; самая ранняя датированная гравюра – 868 г.) и предшествовала книгопечатанию. Первый датированный оттиск – «Брюссельская Мадонна» (1418 г.). К тому же периоду относятся отдельные оттиски сатирического, учебного (донаты), аллегорического, поучительного характера. С 1430 гг. известны гравированные книги («Апокалипсис», «Библия бедных», «Искусство умирать» и др.), собранные в блок из отдельных оттисков с нескольких досок, – блокбухи (впервые – в Нидерландах, Германии). С изобретением книгопечатания техника гравюры стала применяться для получения орнаментальных украшений (впервые – инициалы в так называемой Майнцской Псалтири. Майнц, 1457 г. – Австрийская национальная библиотека, Вена).

 



 
PR-CY.ru