ГРАВЮРА - Страница 5

В ксилографии XX в. религиозная тема реализовалась в создании иллюстраций (Владимир Андреевич Фаворский к «Книге Руфь», 1924 г.), портретов (Павел Яковлевич Павлинов. «Портрет патриарха Тихона», 1917 г.), видов (Иван Николаевич Павлов). Современная религиозная ксилография представлена работами Сергея Михайловича Харламова (род. в 1842 г.). Возникновение гравюры на металле связано с ювелирным делом. В древности применяли технику гравирования для украшения изделий из металла, с середины XV в. этот способ стали использовать для тиражирования изображений (впервые в Южной Германии или Швейцарии). Самый ранний датированный оттиск «Бичевание Христа» относится к 1446 г. (Гравюрный кабинет, Берлин). Гравюру на меди пытались использовать в XV в., однако дороговизна и технически невозможное совмещение на одном печатном стане высокого (наборный текст) и глубокого (гравюра на меди) способов печати привели к преимущественному применению гравюры на меди для создания станковых произведений. Совершенствование техники гравюры на металле сделало возможным её использование для репродуцирования живописных произведений; появилась особая специальность гравёров-репродукционистов (итальянский мастер Баччо Бальдини, 1436 (?) –1487 гг.). В начале XVI в. возникла новая техника гравирования по металлу – офорт, позволявшая избегать резких линий резца и создавать пластические, живые, близкие к рисунку пером изображения, обеспечивавшая технически лёгкую передачу длинных текстов в гравюре, высокую точность копирования. Самый ранний датированный оттиск был выполнен в 1513 г. Урсом Графом (1485/1490 – около 1529 гг.). Цельногравированные издания (увражи), в которых текст и иллюстрация гравировались на одной доске, заменили ксилографию в типографском деле. В таком виде во второй половине XVI – XVIII вв. выпускались библейские альбомы многими европейскими издателями (И. Пискатор, М. Мериан, К. Вайгель, Краус и др.), впоследствии служившие пособиями для художников. В России начало гравирования на меди относится к рубежу XVI и XVII вв. и связано с деятельностью изографа Феодосия, создавшего несколько заставок, в орнаменте которых заметно копирование с гравированного образца Исрэхеля ван Мекенема (около 1445 – 1503 гг.). В 1647 г. Московским Печатным двором была издана книга «Учение и хитрость ратного строя», которую украшал титульный лист, исполненный по рисунку златописца Григория Благушина, и иллюстрации, гравированные в Голландии мастером Теодором де Бри (1528–1598 гг.). Широкое развитие гравюры на металле в России получила только в 1660 гг. Первая ныне известная в России гравировальная мастерская была устроена на дворе иконописца Оружейной палаты Симона Фёдоровича Ушакова (1626–1686 гг.) в Москве. Сделанные в ней гравюры «Семь смертных грехов» (1665 г.), «Отечество» (1666 г.) – первые точно датированные станковые гравюры на меди в России. В 1670 гг. на Московском Печатном дворе начали применять особую технику гравирования на металле для изготовления антиминсов.

 



 
PR-CY.ru