ГРАВЮРА - Страница 7

В этом жанре работали Михаил Дмитриевич Карновский, И.Ф. и А.Ф. Зубовы, Г.П. Тепчегорский и др. (например, тезисы архиепископа Тверского Феофилакта (Лопатинского), епископа Иркутского святителя Иннокентия). После закрытия в 1727 г. Санкт-Петербургской типографии её гравёры Алексей Иванович Ростовцев (около 1690 – после 1746 гг.), Иван Константинович Любецкий, Мартын Несторович Нехорошевский, А.Ф. Зубов перебрались в Москву, где начали активно работать в жанре лубка, занимались копированием произведений московских гравёров XVII в. (преимущественно в технике офорта); эти произведения благодаря их деятельности органично вошли в состав народной картинки. С их именами связано появление иллюстрированных религиозных цельногравированных книг (Лицевые святцы, 1734 г.; Эмблемат духовный, 1743 г.; Страсти Господни, 1745 г.). К 1740 гг. окончательно сформировался облик лубочной цельногравированной книги, появились новые названия (например, «Сказание св. Иоанна Милостивого о Петре Мытаре», «Сивиллы», «Житие Иосифа Прекрасного», «Житие Марии Египетской», «Описание Иерусалима»). В середине XVIII в. в виде лубочных книжек получили оформление светские сюжеты: повести, истории, сказки. Цельногравированная книжка практически без изменений продержалась в репертуаре издателей лубка до 1840 гг., когда её постепенно начала сменять лубочная книга, сделанная в технике литографии. С учреждением в 1724 г. Академии наук центром развития гравировального искусства стала её Гравировальная палата; первыми гравёрами были немецкие мастера, сменившие в профессиональном искусстве гравёров петровского времени (Христиан Альберт Вортман, 1680–1760 гг.; Оттмар Эллингер, 1666–1735 гг.). О. Эллингер стал учителем первого крупного русского академического гравёра Ивана Алексеевича Соколова (1717–1757 гг.), руководившего самым значительным предприятием в гравировании на меди первой половины XVIII в. – подготовкой иллюстраций к Елизаветинской Библии (1751 г.). Они выполнялись мастером вместе с учениками при строгом соблюдении иконографии гравюр библейского альбома М. Мериана. Тогда же состоялось издание «Святцев» В.А. Иконникова и А. Грекова, выполненное в тонкой, отличающейся особым изяществом иконописной манере. Ко второй четверти – середине XVIII в. относится деятельность Григория Аникиевича Качалова, с чьим именем связано развитие видовой гравюры. Он совмещал традиционные образы святых с натурным изображением архитектурных комплексов («Вид Александро-Невской Лавры с предстоятелями», 1747 г.; предстоятели – по рисунку Иоганна Элиаса Гриммеля, вид – по рисунку Михаила Ивановича Махаева). С учреждением Академии художеств (1757 г.) начала складываться академическая школа русской гравюры, был открыт гравировальный класс (1759 г.), который возглавил приглашённый художник прусского двора Георг Фридрих Шмидт (впоследствии он существовал под руководством его русских учеников). В академической гравюре (у гравёров петровского времени, в школе И.А. Соколова и Г.А. Качалова) религиозные сюжеты имели иное значение и художественный образ, чем в Древней Руси.

 



 
PR-CY.ru