ГРИГОРИЙ ПАЛАМА - Страница 41

Богоподобие (возможность достичь совершенства и бессмертия, потерянное первым Адамом) было восстановлено Христом, Вторым Адамом, поэтому в последние времена человеческое тело воссоединится с душой и будет причастно вечной божественной славе. Состояние греховности и болезни, в котором пребывал человек после падения, было исцелено посредством спасающей и исцеляющей благодати воплотившегося Господа. Григорий Палама был погребён в соборе Святой Софии в Фессалонике, где, согласно легенде, от его мощей стали происходить чудеса, а в монастыре Великая Лавра на Афоне и в Кастории началось его местное почитание как святого. Константинопольский патриарх Каллист I (1350–1354 гг.) запросил у фессалоникийцев точное изложение сведений об этих чудесах, на основе которого преемник Каллиста на Константинопольской кафедре Филофей Коккин (1354–1355 гг.) составил Похвальное слово и службу в честь святого. Григорий Палама был канонизирован в 1368 г., синодальным декретом празднование ему было принято совершать в день его кончины – 14 ноября. После установления в XV в. триодной памяти Григорию Паламе переработанный вариант Похвального слова Филофея Коккина был включён в синаксарь Постной Триоди. История и обстоятельства перевода на славянский язык Похвального слова Григорию Паламе, помещённого в состав Великих Миней Четьих, нуждаются в специальном исследовании, поскольку древнейшие списки триодного синаксаря, независимо от редакции перевода, не содержат чтения на вторую Неделю Великого поста (перевод триодного синаксаря около середины XIV в. иноком Закхеем на Афоне был осуществлён ещё до включения в его состав этого агиографического произведения). Другое Похвальное слово, посвящённое Григорию Паламе, было написано Константинопольским патриархом Нилом (1379–1388 гг.). Пересказ Жития Григория Паламы на новогреческом языке, сделанный Афанасием Паросским (1721–1813 гг.), был издан в Вене в 1784 г. и затем включён в сборник «Неон Эклогион», составленный Никодимом Святогорцем (Венеция, 1803 г.). В этом Житии говорилось о новых чудесах святителя, и излагалось засвидетельствованное Иерусалимскими патриархами Нектарием и Досифеем II чудесное потопление анафематствовавших Григория Паламу католиков на о-ве Санторин (Тира) в 1660 г. Известно также вошедшее в греческое «Добротолюбие» (Венеция, 1782 г.) анонимное Житие Григория. Когда в 1523 г. собор Святой Софии в Фессалонике был превращён в мечеть, мощи Григория Паламы были перенесены сначала в монастырь Влатадон, а затем в митрополичий собор, где они находились до пожара 1890 г. Его мощи остались невредимыми в огне и были помещены в новом кафедральном соборе (1891–1902 гг.), освящённом во имя этого святого (1914 г.). Частицы мощей хранятся в монастыре Успения Пресвятой Богородицы в фессалоникийском р-не Панорама, в афонских монастырях Эсфигмен, Ксенофонт, преподобного Дионисия, в Русском монастыре великомученика Пантлеимона и принадлежащем ему ските Новая Фиваида, а также в лавре св. Саввы Освященного (современный Израиль). В 1628, 1631, 1632, 1642 гг. частицы мощей Григория Паламы привозились из Северной Греции в Москву в дар российским государям.

 



 
PR-CY.ru