ГРИГОРИЙ ПАЛАМА - Страница 40

Ум, разум и дух составляют нераздельное единство, соответствующее единству Лиц Пресвятой Троицы, т.е. божественных Ума (понимание Бога Отца как Ума, восходящее к александрийской богословской традиции), Логоса и Духа. Как внутри Божества Ум рождает Логос, и Дух исходит как проявление любви Ума к Логосу, так и в человеке ум рождает разум (в значении всегда сосуществующего с умом и скрытого в нём знания), а дух воплощает в себе любовь ума к разуму. И как Святой Дух животворит мир, так и человеческий дух животворит тело. Таким образом, творение по образу Божьему относится не только к духовному измерению человека, но и к телесному. Именно тот факт, что «умное и разумное естество» человеческой души обладает животворящим духом (в отличие от духа ангельского естества, который не является животворящим), умной любовью, свидетельствует о том, что только человеческая душа, «более чем нетелесные ангелы», была создана по образу Божию». Помимо естественного дара познания человек получил также от Бога и другой дар – божественный дух, нетварную божественную энергию, ведущую его к сверхъестественному познанию. Конечное предназначение человека состоит в богоподобии, в соединении с божественным первообразом, в уподоблении Богу, чтобы человек мог называться «другим богом», в достижении вечной жизни, бессмертия. Если образ Божий в человеке – это лишь возможность достичь совершенства в Боге («(душа) не только способна к принятию Бога, но она может также соединяться, через подвиг и благодать, с Ним в одной Ипостаси»), то богоподобие – это состояние достигнутого единства с Богом. Достижение этой цели возможно лишь через благодатное приобщение человека божественным энергиям, посредством которых человек становится причастником божественной славы. Но человек обладает свободой воли, его разумная и мыслящая душа способна к восприятию противоположных духовных реальностей – зла и благости, имея возможность обратиться к любой из них. Душа «обладает благостью, а равно и злом, не как сущностью, но как неким качеством». Обращение ко злу означает отдаление от Бога, непослушание Ему, что равнозначно смерти души. Но Бог не сотворил смерти (ср.: Прем. 1:13) и не является её причиной. Смерть есть результат неповиновения Богу, греха (ср.: Рим. 5:12), совершённого человеком по его свободной воле. Бог попускает смерть с тем, чтобы человек не остался во грехе на все времена, и чтобы зло не стало вечным. Тело получает жизнь от человеческого духа, а душа – от божественной благодати. Поэтому оставление души божественной благодатью приводит к её духовной смерти, а телесная смерть есть неизбежное следствие смерти духовной. Неестественное состояние является фактом грехопадения, которое повлияло как на естественное, так и на сверхъестественное состояние человека и поэтому коснулось всех людей. Вследствие его человек лишился божественной благодати, а вместе с ней и богоподобия. Он перестал быть причастным божественной славе и жизни. Но образ Божий в человеке не был уничтожен, хотя вследствие потери богоподобия он и пребывает искажённым и тёмным. «Поэтому, если душа возненавидит (свою) связь с худшим и прилепится любовью к Лучшему, подчиняясь Ему делами и способами (осуществления) добродетелей, то она просвещается этим Лучшим и облагораживается Им».

 



 
PR-CY.ru