ГРИГОРИЙ ПАЛАМА - Страница 45

В Типиконе 1633 г., в котором по сравнению с Типиконом 1610 г. опущено большинство указаний на особенности русской богослужебной практики, память Григория Паламы отсутствует; в Типиконе 1641 г. (последнем из печатных дониконовских) его память отмечена 14 ноября, без указания богослужебного последования. Текст ноябрьской службы среди старопечатных московских изданий был опубликован в дополнительной части (соответствует рукописным сборникам служб русским святым) Трефология 1637 г., а также в дополненных службами русским святым (помещены «за числом», т.е. вслед за обычными службами) изданиях Минеи 1645 и 1666 гг. (Минеи ноябрь и сентябрь-ноябрь соответственно). Открывающая текст службы рубрика допускает совершение, при желании настоятеля, всенощного бдения, хотя последование (включающее в себя все элементы для совершения полиелейной службы) не имеет обычных для бденной службы комплектов стихир на стиховне малой вечерни и на литии (в греческом ноябрьском последовании эти стихиры есть; в русском последовании также отсутствует первый из двух канонов патриарха Филофея – он обращён не только к Григорию Паламе, но и к Трём святителям и поэтому, видимо, не был переведён на славянский язык). В ходе богослужебной реформы второй половины XVII в. ноябрьское последование Григорию Паламе как не имевшее аналога в современных греческих изданиях Минеи из русской Минеи было исключено, что отразилось и на тексте Типикона. В исправленном московском Типиконе 1682 г. под 14 ноября даётся отсылка на вторую Неделю Великого поста, а из издания 1695 г. и последующих упоминание о службе Григорию Паламе 14 ноября исключено. Триодная память, напротив, вводится в русскую практику; она неизменно присутствует во всех изданиях русского Типикона, начиная с московского 1682 г., правленного с использованием греческих старопечатных изданий, и занимает своё место в Постной Триоди (в украинских изданиях Постной Триоди, правленных по греческим печатным книгам уже в первой половине XVII в., последование Григорию Паламе появилось раньше, чем в московских). Согласно послениконовским русским Типиконам, триодная служба Григорию Паламе имеет в целом тот же устав, что и в первопечатном греческом Типиконе, но древние песнопения Триоди сохранены, а на литургии есть и песнопения, и чтения святому. Возникший в середине XX в. интерес к наследию Григория Паламы имел одним из своих следствий возобновление печатания ноябрьской службы святителя в русских богослужебных книгах. Она присутствует не только в московском издании Минеи 1978–1989 гг. (так называемая зелёная Минея, в которую помещено множество ранее никогда не включавшихся в русские издания Минеи служб), но и в качестве приложения в репринтных воспроизведениях Миней синодальной печати. Славянский текст вновь появившегося в русских Минеях ноябрьского последования Григорию Паламе (имеющего вид полиелейной службы без малой вечерни) очень близко воспроизводит текст дониконовских изданий и не только не выверен заново по греческому оригиналу, но и содержит такие языковые особенности, какие последовательно устранялись в ходе реформы русского богослужения второй половины XVII в.

 



 
PR-CY.ru