ГРИГОРИЙ ПАЛАМА - Страница 42

Впервые изображение Григория Паламы появляется вскоре после его смерти в основанном учениками святителя, братьями Дорофеем и Марком Влатадами, соборе монастыря Влатадон. В византийский период во имя Григория Паламы был освящён ряд храмов, в том числе церковь в Кастории (упоминается в томосе Собора 1368 г.) и церковь на территории монастыря Влатадон (разобрана в 1972 г.). В современных богослужебных книгах память Григория Паламы отмечается дважды – 14 ноября (ноябрьская память) и во вторую Неделю Великого поста (триодная память). Вопреки распространённым в литературе представлениям у исследователей нет оснований считать, что Константинопольский патриарх Филофей Коккин, автор первоначальных службы и Жития Григория Паламы (по его собственному свидетельству в томосе Собора 1368 г.), установил именно триодную память святого. Эти представления основаны, во-первых, на убеждении исследователей в неизменности практики литургического почитания Григория Паламы; во-вторых, на атрибуции триодной службы Григорию Паламе Филофею; в-третьих, на словах самого Филофея, который в соборном томосе о замене локального почитания Григория Паламы общецерковным проводит параллель между ней и историей прославления Афанасия Константинопольского (ум. после 1315 г.), когда в Неделю Торжества Православия в храм Святой Софии монахами-почитателями Афанасия была торжественно внесена его икона, и только потом почитание святого было утверждено как общецерковное. Но исследователи считают, что последний из этих аргументов не может служить основанием для отождествления установленного в 1368 г. общецерковного почитания Григория Паламы с его триодной памятью. История с процессией с иконой Афанасия в Неделю Торжества Православия приведена Филофеем лишь в качестве примера, а сам факт шествия с иконой святого в эту неделю (когда ежегодно совершалось шествие с различными иконами) вовсе не влечёт за собой увязывание памяти святого с периодом Великого поста. Так, память упоминаемого Филофеем Афанасия Константинопольского – 24 октября, а исследование рукописей XIV–XVI вв. опровергло оба других аргумента. Во-первых, как убедительно показал диакон Василий Волудакис в своём анализе данных греческой рукописной традиции (исследователь использовал лишь рукописи собраний Греции, но его выводы подтверждаются и на материале греческих рукописей других собраний), практика петь службу Григорию Паламе во вторую Неделю Великого поста возникла не раньше второй половины XV в., тогда как ноябрьская память святого, напротив, была известна уже к последней четверти XIV в. Во-вторых, ноябрьское последование Григорию Паламе сохранилось уже в современных Филофею рукописях и содержит (в том числе) два канона с именем Филофей в акростихе, а триодное последование Григорию Паламе известно по рукописям не раньше рубежа XV и XVI вв. и вместо канонов авторства Филофея, как правило, содержит другой канон – без акростиха в тропарях, но с именем Георгий в акростихе богородичнов. Таким образом, подчёркивают исследователи, представления об установлении Филофеем триодной памяти Григорию Паламе не имеют подтверждения в источниках, в то время как его авторство для канонов и ряда других песнопений ноябрьской службы Григорию Паламе и почитание им 14 ноября как дня смерти святителя (он пишет, что святой почил на следующий день после памяти Иоанна Златоуста, т.е. 14 ноября) – несомненны.

 



 
PR-CY.ru