ГРИГОРИЙ ПАЛАМА - Страница 43

Но, если выбор 14 ноября как дня памяти Григория Паламы для исследователей очевиден, причины установления триодной памяти святителя для них менее ясны. Для их выяснения они прибегают к свидетельству главного гимнографического текста триодного последования Григорию Паламе – канона. Имя Георгий в акростихе богородичнов, присутствующее в этом каноне, характерно для многих канонов авторства гимнографа IX в. Георгия, поэтому исследователи предполагают, что комплект богородичнов был заимствован из одного из них (однако среди опубликованных канонов Георгия эти богородичны не встречаются). С другой стороны, те факты, что канон был создан около середины XV в.; что имя Георгий носил в миру один из самых известных православных богословов того времени – Константинопольский  патриарх Геннадий II Схоларий (1354–1456, 1463, 1464–1465 гг.); что Марк Эфесский, оказавший большое влияние на будущего патриарха Геннадия, известен как автор нескольких песнопений в честь Григория Паламы; что сам Геннадий II Схоларий написал канон Григорию Паламе с акростихом «Схоларий» в богородичнах, привели диакона В. Волудакиса к выводу об авторстве Геннадия Схолария (ещё до принятия им монашества) и для триодного канона Григорию Паламе. Исследователи высказывают и дальнейшее предположение – что само установление памяти Григорию Паламе в Неделю, следующую за Неделей Торжества Православия, принадлежало патриарху Геннадию Схоларию и имело целью подчеркнуть отказ православной церкви от предложенной на Ферраро-Флорентийском соборе унии с католичеством и других соблазнов того времени. Вплоть до XVIII в. обе памяти в греческой традиции сосуществовали, однако в печатные греческие Минеи последование Григорию Паламе не вошло, а к первой половине XX в. ноябрьская память святого в греческой практике почти перестала совершаться (помимо отсутствия службы в печатных Минеях этому способствовала большая популярность триодной памяти Григория Паламы, а также сложность соединения службы 14 ноября с более древней памятью этого дня: 14 ноября – память апостола Филиппа и заговенье на Рождественский пост). Уже в XV в. сложность соединения служб Григория Паламы и апостола Филиппа привела к тому, что память Григория Паламы могла переноситься на 13 ноября (когда празднуется память Иоанна Златоуста), на воскресенье перед 13 ноября или на 5 ноября. Исследователи предполагают, что день 5 ноября был выбран для празднования памяти Григория Паламы по той причине, что в этот день отмечается память другого святого по имени Григорий – Григория Александрийского, не имеющая отдельного последования (чаще всего в Минеях в этот день приводится вседневная служба мученикам Галактиону и Епистимии), а сам день близок к воскресенью перед 13 ноября. В печатные греческие издания Типикона ноябрьская память не входит в отличие от триодной, которая указывается в Типиконах уже с первого издания (Венеция, 1545 г.). Последование святителя здесь в значительной степени вытеснило более древнее триодное последование (отменены канон, посвящённый притче о блудном сыне и др.), но на литургии нет ни чтений из Апостола и Евангелия, посвящённых Григорию Паламе (только рядовые), ни песнопений в его честь (только Недели), а устав службы в целом исследователи сравнивают с уставом соединения памяти шестеричного святого с воскресным днём.

 



 
PR-CY.ru