ГРЕЧАНИНОВ Александр Тихонович - Страница 2

Подобно большинству московских музыкантов, А.Т. Гречанинов в первые годы советской власти состоял в МУЗО Наркомпроса, в 1921 г. вместе с другими членами Музыкально-этнографической комиссии вошёл в состав Этнографической секции Государственного института музыкальной науки. С помощью зарубежных друзей (в особенности американского мецената Чарльза Ричарда Крейна) А.Т. Гречанинову удалось в 1922 г. поехать на гастроли за границу, в том числе посетить Прагу, где он занимался с Русским студенческим хором. В октябре 1924 г. в Москве широко отмечалось его 60-летие; в праздновании принял участие известный церковный хор Ивана Ивановича Юхова (за богослужением исполнялась «Литургия» № 2 А.Т. Гречанинова). Из следующей зарубежной концертной поездки (1925 г.) он уже не вернулся, хотя, заботясь об оставшихся на родине близких, старался быть лояльным к советской власти. А.Т. Гречанинов писал о тоске по России и объяснял невозможность вернуться слабостью здоровья, возрастом, семейными обстоятельствами, а также невостребованностью на родине в качестве духовного композитора. До начала Второй мировой войны А.Т. Гречанинов жил в Париже, а затем в Нью-Йорке; преподавал в Русской консерватории, давал частные уроки, выступал в концертах и много сочинял в разных жанрах: оперном, симфоническом, инструментальном, камерно-вокальном, духовном. Скончался в Нью-Йорке. Отпевание А.Т. Гречанинова в Свято-Покровском соборе совершил митрополит Американской православной церкви Леонтий (Туркевич) с участием хора под управлением Николая Петровича Афонского (1892–1971 гг.). В отличие от других композиторов Нового направления, которые были регентами и хоровыми педагогами, у А.Т. Гречанинова светских произведений намного больше, чем духовных, и среди духовных мало «обработок», «переложений» в строгом смысле слова. Тем не менее, духовно-музыкальное творчество – наиболее ценная часть его наследия, и все его композиции (а сарреlla и с инструментами, на латинский и на английский тексты) пронизаны русской попевочностью и распевностью. По мнению А.Т. Гречанинова, именно с духовной музыки, звучащей в храме, должно начаться приобщение народа к высокому, чистому искусству. По своему характеру сочинения А.Т. Гречанинова находятся в тесной связи с русским народным песенным творчеством. Его мысль всегда определённа, ясна, изложение отличается простотой, отсутствием запутанности, вычурности, развитие логично, естественно, хотя особенной фантазии и изобретательности в развитии автор не проявлял. Исследователи отмечают, что стиль его сочинений большей частью гомофонический, а к контрапунктическим сложностям А.Т. Гречанинов почти не прибегает. Новое слово он сказал в области церковной музыки. Нередко брал в песнопения народные темы. Другой особенностью его песнопений исследователи называют их изобретательность, программность в строгом соответствии с текстом. Первым известным церковным сочинением православной традиции А.Т. Гречанинова является «Литургия св. Иоанна Златоустаго» № 1 (соч. 13. 1897 г.), которая была исполнена Синодальным хором под управлением Василия Сергеевича Орлова (1857–1907 гг.) в «домашнем» концерте 7 октября 1898 г. (за богослужением, по-видимому, не звучала).

 



 
PR-CY.ru