ГРЕЧАНИНОВ Александр Тихонович

ГРЕЧАНИНОВ Александр Тихонович (1864–1956 гг.) – выдающийся русский композитор, один из ведущих деятелей Нового направления в русской духовной музыке конца XIX – начала ХХ в. Родился в православной семье мелкого торговца, выходца из крестьян. В детстве пел в гимназическом церковном хоре и на клиросе приходской церкви. В 1881–1890 гг. учился в Московской консерватории, в том числе у Сергея Ивановича Танеева (музыкальные формы), Антона Степановича Аренского и Германа Августовича Лароша (контрапункт), Николая Дмитриевича Кашкина (фортепиано), окончил педагогические курсы по классу Василия Ильича Сафонова (1852– 1918 гг.). В 1890–1893 гг. учился в Санкт-Петербургской консерватории в классе теории композиции Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844–1908 гг.), представив экзаменационную кантату «Самсон». Ещё в годы учёбы в Московской консерватории А.Т. Гречанинов написал «Херувимскую» (не сохранилась). В 1896 г. он вернулся в Москву, преподавал теорию музыки, сотрудничал с детским хоровым классом в школе сестёр Гнесиных, руководил детским хором в школе Тамары Львовны Беркман (род. в 1890 г.). Для детей А.Т. Гречанинов сочинил много фортепианной, хоровой и вокальной музыки, большей частью основанной на народных песенных темах. Вместе с такими учёными и музыкантами, как Николай Андреевич Янчук (1859–1921 гг.), Евгения Эдуардовна Линёва (1853–1919 гг.), Арсений Николаевич Корещенко (1870–1921 гг.), Вячеслав Викторович Пасхалов (1878–1951 гг.), Александр Дмитриевич Кастальский (1856–1926 гг.), Ю.Д. Энгель и др., участвовал в Музыкально-этнографической комиссии, основанной в 1901 г. Императорским обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Обработки народных песен, выполненные А.Т. Гречаниновым, печатались в «Трудах» комиссии и в других изданиях; их темы получили отражение в инструментальной, симфонической и хоровой музыке А.Т. Гречанинова. В конце 1890 гг. он обратился к созданию церковной музыки, был близко знаком со многими деятелями Синодального училища церковного пения, особенно со Степаном Васильевичем Смоленским (1848–1909 гг.), опубликовал статью «О «духе» церковных песнопений», которая стала своего рода манифестом Нового направления и вызвала большую дискуссию в печати. К 1910 гг. А.Т. Гречанинов как автор церковных композиций стал известен по всей России. На рубеже 1900 и 1910 гг. в его творчестве, ранее развивавшемся в русле поздней русской классической школы, под влиянием произведений Рихарда Вагнера (1813–1883 гг.) и современных французских композиторов появились новые мотивы, которые нашли отражение в том числе в духовно-хоровых произведениях, и прежде всего, в «Страстной седмице» (1911–1912 гг.). Февральскую революцию А.Т. Гречанинов встретил с восторгом и даже написал в её честь «Гимн Свободной России» на стихи Константина Дмитриевича Бальмонта (1867–1942 гг.), однако в конце 1917 г. изменил мнение о том, что происходило в стране: «Пришли холод, голод и почти полное исчезновение духовной жизни». Тем не менее, он продолжал работать: сочинял духовную музыку (Демественная литургия, ноябрь 1917 г.), преподавал, проводил концерты-лекции, летом вёл хоровое пение в детских колониях, изучал и обрабатывал народные песни.

 



 
PR-CY.ru