ГРЕЧАНИНОВ Александр Тихонович - Страница 3

По форме, фактуре (почти сплошное 4-голосие с небольшими имитациями в «Херувимской» и причастном стихе), а также по некоторым интонационным моделям «Литургия» № 1 исследователи во многом считают подражанием «Литургии» Петра Ильича Чайковского (соч. 41. 1878 г.), которая в то время пользовалась в Москве большой известностью. Два хора, «Воскликните Господеви» и «Волною морскою» (соч. 19), получившие с первого же исполнения широкую известность (находились в постоянном репертуаре Синодального хора и особенно большой успех имели на первых зарубежных гастролях хора в 1899 г. в Вене) и часто звучащие в настоящее время, отмечены большим радикализмом выразительных средств в контексте церковных жанров той эпохи. Ближайшим образцом для «Воскликните Господеви» послужили оперные хоры композиторов «Могучей кучки», особенно из пролога к «Князю Игорю» Александра Порфирьевича Бородина (1833–1887 гг.), однако усвоенное с детства знание церковного обихода и традиционных распевов позволило композитору сохранить духовный характер этой композиции. Ещё большим своеобразием отличается музыкальное решение 8-гласного ирмоса канона предпразднства Рождества Христова «Волною морскою». «Напомнив» начальную фразу знаменного распева в унисоне (на органном пункте), композитор сразу переходит к полифоническому развитию имитационного типа: два фугато (на словах «волною морскою скрывшаго древле гонителя, мучителя» и «убити ищет Ирод») органически сочетаются с текстом, как бы повторяя изобразительный мелодический рисунок хоралов Иоганна Себастьяна Баха (1685–1750 гг.) и приёмы русских распевщиков, часто дававших на слове «волна» колебательное мелодическое движение, а на «убити» – резко акцентированную попевку. А.Т. Гречанинов использует в этих песнопениях те же приёмы, которые раньше применял в церковных композициях Н.А. Римский-Корсаков: унисон на фоне органного пункта – «исона» (пункт сверху и снизу темы), тему в утолщениях параллельными терциями и секстами, тему в контрастных хоровых группах и т.д. А.Т. Гречанинов раскрывает образный смысл песнопения, создаёт «звуковую картину», что впоследствии станет типичными чертами его стиля. Тот же принцип «картинного» раскрытия текста применён в «повествовательном» песнопении из соч. 24 «Благослови, душе моя, Господа». Несколько иной характер носит соч. 26 «Внуши, Боже, молитву мою» (1901 г.) – свободная «концертная» интерпретация псалма, в которой возникают лишь косвенные ассоциации с распевами. При богатстве и разнообразии хоровой оркестровки «Литургия» № 2 (соч. 29) отмечена исследователями  особой стройностью формы и фактуры. В интонационном строе сочинения композитор сводит воедино элементы древних распевов, обиходного пения и народной песни, выявляя общее в них. Драматургическими центрами сделаны не «Херувимская» и «Достойно есть», а «Символ веры», песнопения евхаристического канона и запричастный стих «К Богородице прилежно». Для «Символа веры» А.Т. Гречанинов нашёл необычное решение: текст псалмодируется солистом, а хор отвечает ему словами «верую», «исповедую» и «чаю». По свидетельству рецензента, на премьере в зале московского Благородного собрания (2 марта 1903 г., частный хор Л.С. Васильева) «случилось невиданное зрелище: после «Символа веры» публика, как один человек, аплодировала, вызывая композитора, появление которого встречено было с энтузиазмом».

 



 
PR-CY.ru