ГРЕЧАНИНОВ Александр Тихонович - Страница 5

Связующим звеном между ними служат концертные духовные произведения меньших форм: полиелей «Хвалите имя Господне» для альта (или меццо-сопрано), струнного квартета, органа и арфы (соч. 60; 1912 г.), кантата «Хвалите Бога» для тенора, хора, струнного оркестра, органа и арфы (соч. 65; первая редакция – 1913–1914 гг.; вторая, расширенная редакция – исполнена в 1928 г.), ария для контральто с оркестром (либо с фортепиано, либо с органом) «Благослови, душе моя, Господа» (соч. 88; клавир издан в 1922 г.; партитура, видимо, утеряна). В кантате, полиелее, арии А.Т. Гречанинов даёт вольное развитие образов, возникших раньше в а сарреll'ных хорах на те же или близкие по смыслу «хвалитные» тексты. Современники определяли образный ряд сочинений А.Т. Гречанинова выражением «мистическое ликование»; композиции строятся на движении от псалмодии к восторженным юбиляциям с использованием библейских образов «гласа трубного», «псалтири», «гуслей» и проч. «Демественная литургия» по стилю несколько проще, лиричнее, чем «Страстная седмица» и названные выше сочинения, что, возможно, и обусловило её бóльшую популярность. Особенно удачной исследователи признают вторую редакцию с участием хора, где композитор добавил антифоны (на обиходную тему), «Сугубую ектению» для баса соло с хором (наряду с «Верую» из «Литургии» № 2 самое известное духовное произведение А.Т. Гречанинов, отчасти благодаря записи его на пластинку Фёдором Ивановичем Шаляпиным (1873–1938 гг.) с хором Н.П. Афонского), а также «Великую ектению», «Заупокойную и другие ектении» и «Конец литургии». По мнению исследователей, «Демественная литургия» пронизана интонационностью «обиходных» и «малых» распевов и в большей мере пригодна к использованию за богослужением, чем иные a cappell'ные сочинения композитора на церковнославянские тексты. В русском зарубежье части «Демественной литургии» исполнялись за богослужением. Ещё в России были изданы переложения Трисвятого, «Символа веры», «Достойно есть» для смешанного хора a cappella (соч. 94), в архиве композитора (ГЦММК) сохранились переложения «Сугубой ектении» для двух хоров и «Единородный Сыне» для мужского хора. А.Т. Гречанинов создал сочинения с инструментальным сопровождением и без него на латинские и другие иноязычные церковные тексты: пять месс, шесть мотетов для хора и органа, (соч. 155; 1937 г.), а также два псалма на древнееврейские тексты для мужского голоса, смешанного вокального ансамбля и органа (соч. 164; 1941 г.), в которых композитор стремился воспроизвести строй восточной монодии (возможно, синагогального пения).

 



 
PR-CY.ru