ГЕОРГИЙ Победоносец - Страница 7

В Греции 23 апреля отмечают Агиос Георгиос, т.е. праздник св. Георгия, покровителя пастухов и хлеборобов, давно уже превратившийся в один из главных сельских фестивалей страны. Если даты его проведения приходятся на Великий пост, празднества переносятся на первый понедельник после Пасхи. Греки (понтийцы), живущие в России, празднуют дни св. Георгия 6 мая и 16 ноября. В славянской народной культуре он называется Егорий Храбрый – защитник скота, «волчий пастырь». В народном сознании сосуществуют два образа святого: один из них приближен к церковному культу св. Георгия – змееборца и христолюбивого воина, другой (весьма отличный от первого) – к культу скотовода и землепашца, хозяина земли, покровителя скота, открывающего весенние полевые работы. Так, в народных легендах и духовных стихах воспеваются подвиги святого воина Егория (Георгия), устоявшего перед пытками и посулами «царища Демьянища (Диоклетианища)» и поразившего «люту змию, люту огненну». Мотив победы св. Георгия известен в устной поэзии восточных и западных славян. У поляков св. Ежи сражается с «вавельским смоком» (змеем из краковского замка). Русский духовный стих, также следуя иконописному канону, причисляет к змееборцам и Феодора Тирона, которого восточно- и южнославянские традиции тоже представляют всадником и защитником скота. В Приангарье Егория Храброго чтили как покровителя лошадей, в его день на лошадях не работали. В Пиринской Македонии (Петрич) полагали, что св. Георгий – повелитель весеннего дождя и грома: вместе с пророком Ильёй он разъезжал на коне по небу, и от этого слышался гром. В сёлах около Пловдива воспринимали святого как хозяина и «держателя» всех вод: он убил змея, чтобы дать людям воду. Существует два направления иконографии чуда святого Георгия о змие: западная и восточная. В западной школе изображение св. Георгия более материалистическое: мускулистый мужчина в тяжёлых доспехах и шлеме, с толстым копьём, на реалистичном коне с физическим напряжением пронзает копьём почти реалистичного змея с крыльями и лапами. В восточной школе изображение св. Георгия более духовное: не очень мускулистый юноша (без бороды) без тяжёлых доспехов и шлема, с тонким, явно не физическим, копьём, на нереалистичном (духовном) коне без особого физического напряжения пронзает копьём нереалистичного (духовного) змея с крыльями и лапами. Образ св. Георгия остаётся актуальным и в творчестве современных художников. В основе большинства работ лежит традиционный сюжет – св. Георгий, поражающий копьём змея. Однако, несмотря на каноничность сюжетов, каждое из произведений глубоко индивидуально и является отражением субъективного авторского восприятия образа святого. Со времён Дмитрия Донского (1350–1389 гг.) он считается покровителем Москвы, поскольку город был основан тезоименным ему князем Юрием Долгоруким. Изображение всадника, поражающего копьём змия, с рубежа XIV–XV вв. появляющееся в московской государственной геральдике, в народном сознании воспринималось как образ св. Георгия (в 1730 г. это было закреплено официально). В настоящее время эта фигура в гербе Российской Федерации описывается как «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона», т.е. без прямой ссылки на св. Георгия, и изображается без нимба.

 



 
PR-CY.ru