ГЕОРГИЙ Победоносец

ГЕОРГИЙ Победоносец – христианский святой, прославлен в лике великомучеников, один из наиболее популярных христианских святых, герой многочисленных сказаний и песен у всех христианских народов и мусульман. О его личности исследователи не могут установить ничего исторически достоверного. Наука принимает только факт существования мученика Георгия, т.к. иначе трудно объяснить ранее (ещё в V в.) и широкое распространение этого культа. Его исходным пунктом была, по-видимому, Сирия и Палестина, где в Лидде-Диосполисе показывалась гробница Георгия. Древнейшие письменные данные о нём есть во вьеннском палисемпсете (IV–V вв.), где в отрывках сохранился «апокрифический» рассказ о страданиях Георгия. К тому же времени относится упоминание Георгия папой Римским Геласием I (492–496 гг.), который, отвергая акты мученичества Георгия как еретическую фальсификацию, причисляет его к святым, которые больше известны Богу, чем людям. Позднейшая письменная традиция несколько смягчила фантастичность первоначальной версии. Легенды о св. Георгии излагали византийский писатель Симеон Метафраст (вторая половина X в.), теолог Андрей Критский (или Иерусалимский; около 660 – 740 гг.), Константинопольский патриарх Григорий II Кипрский (1283–1289 гг.). В традиции Византийской империи существует легендарная связь между Георгием Победоносцем и святыми воинами Феодорами – Феодором Стратилатом (ум. в 319 г.) и Феодором Тироном (ум. в 306 г.). Исследователи объясняют это тем, что Галатия и Пафлагония, которые являлись центрами почитания близостью свв. Феодоров, были недалеко от Малой Азии и Каппадокии, где почитали св. Георгия. Существует ещё одна связь между Феодором Стратилатом и Георгием Победоносцем. В русских духовных стихотворных произведениях Феодор (без уточнения) – это отец Егория (Георгия Победоносца). Существует также немецкая средневековая поэма, в которой братом Георгия назван воин Феодор (из контекста неясно, Тирон или Стратилат). Латинские тексты Жития, являясь изначально переводами греческих, со временем стали сильно отличаться от них. Согласно сказаниям Симеона Метафраста, св. Георгий пострадал во время правления императора Диоклетиана (284–305 гг.), после восьмидневных тяжких мучений в 303 (или 304) г. был обезглавлен. Согласно Житию, св. Георгий родился в III в. в семье знатных христиан в Лидде (Палестина). Поступив на военную службу, он, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Мать Георгия скончалась, когда ему было 20 лет, и он получил богатое наследство. Георгий отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения, но когда начались гонения на христиан, он, находясь в Никомидии, сложил с себя военный сан, раздал имущество бедным и объявил себя перед императором христианином. Его арестовали и стали пытать. В первый день, когда его стали толкать в темницу копьями, одно из них чудесным образом сломалось, словно соломинка. Затем его привязали к столбам, а на грудь положили тяжёлый камень. На следующий день его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами. Диоклетиан счёл его мёртвым, но вдруг явился ангел, и Георгий приветствовал его, как это делали воины; тогда император понял, что мученик ещё жив. Его сняли с колеса и увидели, что все раны исцелились. Затем его бросили в яму, где была негашёная известь, но и это святому не повредило. Через день ему перебили кости на руках и ногах, но наутро они опять стали целыми. Его заставили бежать в раскалённых докрасна железных сапогах (вариант – с острыми гвоздями внутри). Всю следующую ночь он молился и наутро опять предстал перед императором. Его избили плетьми (воловьими жилами) так, что со спины слезла кожа, но он встал исцелённым.

 



 
PR-CY.ru