ГЕОРГИЙ Победоносец - Страница 5

Доктор Хейлин (1633 г.) возражал против этого отождествления, но доктор Джон Петтинкал (1753 г.) снова поднял вопрос о личности Георгия Победоносца. Доктор Самуэль Пегг (1777 г.) ответил ему в своём докладе, который сделал для Общества собирателей древностей. Английский историк Эдвард Гиббон (1737–1794 гг.) тоже считал, что Георгий Победоносец и арианский епископ – один и тот же человек. Антиквар и агиограф Сабин Баринг-Гоулд (1866 г.) решительно возражал против такого отождествления, безусловно, реально существовавшего епископа со святым мучеником: «…Невероятность подобной трансформации заставляет любого усомниться в истинности этого утверждения. Слишком велика была вражда между католиками и арианами, чтобы приверженца последних, да ещё гонителя католиков, могли принять за святого. Сочинения святого Афанасия, в которых тот нарисовал далеко не лестный портрет своего противника, в Средние века имели достаточно широкое распространение, и такая ошибка была бы просто невозможна» («Мифы и легенды Средневековья»). Также существует гипотеза о существовании двух святых с именем Георгий, один из которых пострадал в Каппадокии, а другой в Лидде. Этот святой стал необычайно популярен ещё со времён раннего христианства. В Римской империи, начиная с IV в., стали появляться церкви, посвящённые Георгию, сначала в Сирии и Палестине, затем и на всём Востоке. На Западе империи культ Георгия появился также рано – не позднее V в., о чём свидетельствуют как апокрифические тексты и Жития, так и культовые сооружения, известные в Риме с VI в. (в Галлии с V в.). По одной из версий, культ св. Георгия (как это часто случалось с христианскими святыми) был выдвинут в противовес языческому культу Диониса, строились храмы на месте прежних святилищ Диониса, и отмечались в честь него праздники в дни дионисий. Георгий считается покровителем воинов, земледельцев (имя Георгий происходит от греч. «земледелец») и пастухов, а в ряде мест – путешественников (вероятно, в связи с этим его почитают как покровителя балканские и румынские цыгане). В Сербии, Болгарии и Македонии верующие обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя. В Грузии к Георгию обращаются с просьбами о защите от зла, о даровании удачи на охоте, об урожае и приплоде скота, об исцелении от недугов, о чадородии. В Западной Европе считается, что молитвы святому Георгию (Джорджу) помогают избавиться от ядовитых змей и заразных болезней. Св. Георгий известен также исламским народам Африки и Ближнего Востока под именами Джирджис и аль-Хидр. На Западе св. Георгий – покровитель рыцарства, участников Крестовых походов; он – один из Четырнадцати святых помощников, почитавшихся как единая группа со времён эпидемии чумы 1346–1349 гг. На Руси с древних времён св. Георгий почитался под именем Юрия (или Егория). В 1030 гг. великий князь Ярослав Мудрый (около 978 – 1054 гг.) основал в Киеве и Новгороде монастыри св. Георгия и повелел по всей Руси «творити праздник» св. Георгия 26 ноября. Его праздник пользовался высоким уважением во всех славянских землях и сопровождался множеством обрядов, в которых Георгий являлся покровителем земледелия и скотоводства (об этом свидетельствуют легенды, загадки, заговоры, приметы и т.п.). 23 апреля и 26 ноября («по старому стилю») известны под именем весеннего и осеннего Юрьева дня. Эти два Юрьева дня не только служили пределами земледельческих работ, но и до указа Бориса Годунова о прикреплении крестьян к земле имели важное юридическое значение. В весенний Юрьев день крестьяне первый раз после зимы выгоняли скот на поля. К его осеннему празднику было приурочено чудо Георгия о змее и девице.

 



 
PR-CY.ru