ГНОСТИЦИЗМ - Страница 11

Спасение же состоит в пробуждении человека к «знанию» о его превосходстве над силами, создавшими видимый мир. Соответственно гностические тексты толкуют библейское повествование о грехопадении Адама (Быт. 2): вкушая от древа познания, человек узнаёт о своём превосходстве над демиургом. Змей в этой интерпретации имеет позитивное значение – он действует по заданию верховного Бога, желающего спасти человека от власти творца и повелителя материального мира. При этом тёмные силы часто бывают представлены как пребывающие в неведении относительно последствий создания человека, который должен стать для них судом. Главная цель гностицизма – спасение, которой подчинены гностические представления о мире и человеке. Само «знание», стоящее в центре идеологии гностицизма, имеет сотериологическое значение. Основой и началом спасительного «знания» является самопознание, открывающее человеку глаза на его истинное происхождение, достоинство, настоящее состояние и необходимость спасения. Соответственно происхождение тварного мира является следствием неведения. Противостояние знания и неведения есть универсальный мировой процесс, установленный Самим Богом для того, чтобы «явились участники состязания» (т.е. имеет воспитательную функцию), и было явлено превосходство знания над незнанием. Устранение этого основополагающего для тварного мира незнания и является задачей гностической сотериологии. Находясь в мире, человек погружён в материю и тьму неведения. Это состояние препятствует самопознанию, которое описывается в гностических текстах как преодоление тьмы и материи или как вырывание коренящегося в сердце неведения. Начатое в самопознании освобождение скрытой в человеке божественной частицы и её возвращение в царство света происходит только после смерти. Этот последний акт спасения сопряжён со многими опасностями, вызванными противодействием сил мира материи и тьмы. Он именуется восхождением души и принадлежит эсхатологии. В нём окончательно реализуется уже достигнутое посредством гнозиса спасение. Поэтому актуальное и возможное в гностической эсхатологии тесно переплетено. Таким образом, индивидуальный акт познания, устраняющий незнание и тьму, которые лежат в основании тварного мира, имеет универсальное значение, в чём проявляется характерная для гностицизма аналогия макрокосма и микрокосма. Искупление в гностицизме есть освобождение от мира и тела, а не от греха, хотя мир и тело могут отождествляться с грехом, в который попала частица божественного света, и сама стала виновной по причине смешения с материей. Самостоятельно человек не может достичь спасительного «знания»: этому препятствует не только материальное тело, в которое заключена его истинная природа, но и властвующие в тварном мире силы, удерживающие её в состоянии сна и опьянения. Вывести человека из этого состояния может только осуществляемое извне деяние – «зов», отрезвляющий и пробуждающий его к «знанию» и устраняющий «неведение». Поэтому другим конституирующим элементом гностической сотериологии (наряду с актом познания) является сообщение «знания» человеку, осуществляемое по инициативе истинного Бога через посредничество Его посланца или «спасителя», фигуре и деяниям которого уделяется значительное место в гностических трактатах. Гностическое учение о «спасителе», очень разнообразное в своих конкретных реализациях, представленных в отдельных текстах, имеет ряд характерных черт, повторяющихся от трактата к трактату.

 



 
PR-CY.ru