ГНОСТИЦИЗМ - Страница 12

Так, откровение спасительного «знания» совершается в плане мировой истории, как правило, в два этапа: однажды – при сотворении человека, и периодически – в продолжение всей мировой истории. Первоначальное откровение гностические трактаты обычно описывают в терминах особым образом истолкованной библейской истории грехопадения Адама, в которой носителями откровения выступают духовная Ева (отличная от плотской) и змей. Откровения, повторяющиеся в течение истории, служат напоминанием о полученном в начале «знании», которое «частицы света» забывают под агрессивным воздействием окружающих их сил материи и тьмы. Это повторяющееся откровение может осуществляться через являющегося с небес посланца или передаваться по традиции через цепь его носителей – избранников. Продолжающееся откровение может описываться также как постоянно пребывающее в мире «знание» в образе какого-либо небесного существа (например, Эпинойи света или Духа истины). Образы, в которые гностические трактаты облекают носителей откровения, очень разнообразны. Это исторические личности (например, Иисус Христос, Зороастр, Симон Волхв), герои ветхозаветной и апокрифической иудейской литератур (например, Адам, Ева, Авель, Сиф, Енох, Мелхиседек), а также персонификации различных отвлечённых понятий (например, Премудрость, Ум в разных его проявлениях, Слово и особые имена, характерные только для отдельных традиций, например, Пастырь людей и Гермес Триждывеличайший в герметическом корпусе или Гнозис жизни (manda d-haiji) в мандейских текстах). Гностический спаситель, несущий людям «знание» об их истинном происхождении, настоящем состоянии и пути освобождения из него, покидает мир света и приходит в мир материи и тьмы. Соприкосновение с тварным миром лишает его возможности вернуться обратно, поэтому он должен разделить участь спасаемых им «частиц света», т.е. сам нуждается в спасении. Эта особенность гностической сотериологии (наиболее отчётливо выраженная в манихейских текстах) в исследовательской литературе называется учением о «спасённом спасителе» (salvator salvatus) или о «спасителе, который должен быть спасён» (salvator salvandus). Индивидуальное спасение, ставшее доступным посредством «знания», получает окончательное завершение только после смерти гностика, когда однажды пробуждённый внемирный аспект его природы освобождается от уз материального тела и вступает на путь в царство света – Плирому. Восхождение души, понимаемое как обретение ею первоначального состояния и восполнение временно утраченной целостности Плиромы, в гностических текстах описывается обычно в образах возвращения «частицы света», или обретения ею «покоя» и преодоления царящих в мире «беспокойства» и «борьбы», или как «небесный брак» души со спасителем. Пройти этот путь самостоятельно душа не в состоянии из-за противящихся её возвращению в небесную отчизну властителей тварного мира – архонтов, хранящих небесные врата. Преодолевает эти препятствия душа, предъявляя архонтам особые «знаки» (или «печати»), или же обретая благосклонность архонтов посредством особых заклинаний. Помочь ей призваны сопровождающий её помощник или ангелы света, а также различные ритуалы, совершаемые общиной после смерти одного из её членов. Возвращение в Плирому есть также и освобождение от материального тела, которое возвращается его творцам – архонтам.

 



 
PR-CY.ru