ГНОСТИЦИЗМ - Страница 14

Их источниками считаются, с одной стороны, обряды греко-римских мистериальных культов, с другой – церковное богослужение. В последнее время некоторые исследователи пытаются отыскать связь между гностическими обрядами и межзаветной апокалиптикой. В гностических произведениях встречаются тексты личных и общинных молитв. В апокрифическом Евангелии от Филиппа, учение которого близко к учению валентиниан, содержится перечень таинств, которые, вероятно, существовали у гностиков: «Господь (создал) всё в тайне: Крещение, Помазание, Евхаристию, Искупление и Брачный чертог». Такая последовательность таинств объясняется их значимостью для спасения и символически истолковывается как продвижение от двора иерусалимского храма во Святое Святых, от низшей степени инициации к высшим. Значение первых трёх таинств весьма близко к православному учению, что, вероятно, указывает на происхождение этой ереси из церковной среды. Например, Крещение является образом умирания и воскресения; необходимость его принятия связывается с грехопадением («прелюбодеянием»); говорится, что крестит Сам Бог, Который поэтому называется Красильщиком (игра слов от «погружать» и «окрашивать»); крещаемый получает дар Святого Духа и возможность обретения вечной жизни (но у других гностиков, по свидетельству Иринея, – только прощение грехов), причём некоторые соединяли Крещение и Помазание, возливая на голову крещаемого елей, смешанный с водой. Данные Евангелия от Филиппа перекликаются с тем, что рассказывают о гностическом богослужении святые отцы. Множество дополнительных сведений приводит Ириней: о совершении Евхаристии у маркосиан, об использовании мира в таинстве Искупления, о значении таинства Брачного чертога и проч. У гностиков дольше, чем в церковном богослужении, сохранялась практика глоссолалии. Бессмысленные слова, напоминающие «говорение на языках», фигурируют в ряде гностических трактатов, хотя их появление может быть связано и с магическими обрядами. Дискуссионным остаётся вопрос о сохранении элементов литургической традиции гностиков в практике мандеев. Лит.: Афонасин Е.В. Гносис. Фрагменты и свидетельства. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008; Гайденко П.П. Искушение диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Владимира Соловьёва // Вопросы философии. – 1998.  – № 4; Гностицизм // Энциклопедия Кольера. – М.: Открытое общество, 2000; Дьяков А.В. Гностицизм и русская философия. Опыт историко-философского анализа. – М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2003; Йонас Ганс. Гностицизм (Гностическая религия). – СПб.: «Лань», 1998; Козырев А.П. Соловьёв и гностики М.: Изд. Савин С. А., 2007; Лосев А.Ф. Гностицизм / История Античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. – История античной эстетики, том VIII, книги I и II. М.: «Искусство», 1992, 1994; Оренбург М.Ю. Гностический миф: Реконструкция и интерпретация. Изд. 2. – М.: Либроком, 2013; Памятники литературы на коптском языке. Введение, перевод с коптского и комментарии А.И. Еланской. СПб: Издательство Чернышева, 1993; Поснов М.Э. Гностицизм II в. и победа христианской церкви над ним. Киев, 1917; Сидоров А.И. Гностицизм // Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983; Соловьёв В.С. Гностицизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890–1907 гг.; Стефанов П., архимандрит. Ялдаваот: История и учение на гностическата религия. – София: Омофор, 2008; Трофимова М. К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979; Хосроев А. Л. Александрийское христианство по данным текстов из Наг Хаммади. М., Наука. 1991; он же. Из истории раннего христианства в Египте: на материале коптской библиотеки из Наг Хаммади. М., 1997; Шохин В.К. Санкхья-йога и традиция гностицизма // Вопросы философии. – 1994 г.



 
PR-CY.ru