ГНОСТИЦИЗМ

ГНОСТИЦИЗМ (от греч. «gnosis» – «познание, знание») – общее название ряда религиозно-философских систем, совокупность религиозно-философских движений, возникших на Ближнем Востоке в эпоху поздней Античности и раннего Средневековья; эклектическое религиозно-философское течение, выступившее одной из культурных форм связи оформившегося христианства с мифо-философским эллинистическим фоном и веручениями иудаизма, зороастризма и вавилонских мистериальных культов. Гностицизм имеет несколько отличительных черт. Первый – дуализм, допускающий два независимых и несводимых друг к другу начала, который относит творение материального мира и его историю к сфере деятельности злого начала, действующего независимо от воли трансцендентного и неведомого Бога. Второй – идея о необходимости и возможности спасения, которое понимается как освобождение и возвращение в божественную реальность её элемента, присутствующего в человеке и, таким образом, заключённого в мире материи. Третий – концепция «знания» (гнозиса) как необходимой для спасения совокупности космологических и антропологических представлений, имеющей сверхъестественное происхождение и сообщаемой посредством особого откровения и доступной только избранным. Четвёртый – изложение идей, составляющих спасительное «знание» – в форме мифологического повествования о событиях, происшедших внутри божественной сферы до и во время возникновения тварного мира, что должно служить объяснением настоящего состояния человека, а также показать необходимость спасения и путей его достижения. Гностические учения являются продуктом синкретического по своим основным свойствам религиозного движения, широко использующего материал более древних традиций: прежде всего, иудейской, греческой (классической и эллинистической) и иранской. В текстах, принадлежащих этим традициям, исследователи указывают целый ряд мотивов и учений, близких многим основным элементам гностицизма. Так, дуализм гностических систем имеет аналогии в греческой и иудейской литературах эллинистического периода, а также в зороастрийских текстах. Антропология и сотериология (учение о спасении) гностиков проявляют близость к платоновскому учению об «уме»: о его сотериологической функции и о подобии высшей части человеческой души и мирового разума. Много параллелей с гностическими учениями имеет традиция олицетворения Премудрости Божьей в иудейской литературе (Вар. 3–4; Сир. 24; Притч. 8–9; Прем. 7:24; 8:1; 10–11; 1 Енох. 42). О связи этих традиций свидетельствует также близость используемого гностиками для одного из небесных существ по имени Ахамот (например, Притч. 9:1). Как и для гностических текстов, для иудейской литературы периода Второго храма характерен мотив личного откровения, получаемого избранником при восхождении на небо (Апокалипсис Авраама; книги Еноха), а также развитые ангелология (1 Енох. 10:20, 54:71) и демонология. Изучение этих и прочих многочисленных связей литературы гностицизма с текстами других традиций с целью получить подробное описание и объяснение культурно-исторического генезиса гностических систем остаётся в настоящее время одной из задач исследования гностицизма. Основными источниками являются гностические сочинения из архива Наг-Хаммади (обнаружены в 1945 г.), а также фрагменты гностиков в трудах христианских критиков и текстах раннехристианских и средневековых ересей. Для исследователей очевидна связь гностицизма с христианством, о чём ярко свидетельствуют многие из сохранившихся гностических текстов, которые широко используют апокрифические традиции, связанные с Иисусом Христом (например, коптские трактаты «Диалог Спасителя», «Книга Фомы Атлета», «Апокриф Иоанна», «Евангелие Филиппа», «Евангелие Фомы»), с апостолами (например, «Апокалипсис Петра», «Послание Петра Филиппу», «Деяния Петра и двенадцати апостолов», первый и второй «Апокалипсисы Иакова», «Апокалипсис Павла»), или затрагивают специфически христианские богословские и литургические темы, например, «Послание к Регину» («Трактат о воскресении»), «Свидетельство Истины», «Евангелие Филиппа».

 



 
PR-CY.ru