ГНОСТИЦИЗМ - Страница 13

Получая своё творение, оказавшееся ненадёжным средством удержания души в повиновении, властители мира осознают тщетность своих усилий и испытывают стыд. Таким образом, восхождение души есть в то же время и суд над архонтами. В некоторых системах восхождение души сопровождается омовениями, очищающими её, уже избавленную от материального тела, от скверны материального мира. Очистительное омовение может завершать этот путь и служить обрядом инициации в царство света. Посмертную судьбу не достигших «знания» разные гностические системы определяют по-разному: они или предназначаются к погибели, или в мучениях ожидают решения своей участи на последнем суде, или вновь возвращаются в тела до тех пор, пока не обретут истинное «знание». Представления о воскресении мёртвых в гностицизме не имеют непосредственной связи с эсхатологическими событиями. В силу дуализма для гностицизма не характерно представление о телесном воскресении: тварный мир и принадлежащее ему материальное тело предназначены суду и погибели. Поэтому под воскресением в гностических текстах понимается пробуждение души ото сна неведения к «знанию», осуществляемое под воздействием «зова» спасителя и в результате самопознания (ср.: 1 Кор. 15:12; 2 Тим 2:18), а также достижение скрытой в человеке «частицы света» своего первоначального состояния после её «освобождения» от материального тела. Оба события могут пониматься как этапы одного процесса, начало которого имплицирует его завершение. Учение гностических систем о конечной судьбе мира предполагает представление об истории как о линеарном процессе, имеющем определённые начало и конец. Смысл истории заключается в постепенном восполнении недостатка Плиромы в процессе возвращения её частиц, рассеянных в материальном мире. С возвращением последней частицы (достойной возвращения в Плирому) и устранением возникшего в результате творения мира смешения света и тьмы история утрачивает смысл, и наступает конец тварного мира. Таким образом, последние события представляют собой окончательное отделение царства света от материального мира зла и тьмы. Развёрнутые эсхатологические картины редки в гностических текстах. Наиболее полно они представлены в некоторых трактатах из библиотеки Наг-Хаммади. Общая картина эсхатологических представлений гностиков реконструируется также на основании отдельных эсхатологических высказываний и мотивов, встречающихся в связи с рассуждениями о восхождении души в Плирому, или о явлении спасителя в мир и др. При описании последних событий гностические системы, как правило, упоминают о спасении последних остающихся в мире праведных «частиц света», об окончательной судьбе (уничтожении или частичном оправдании) властвующих в мире сил и о заключении или окончательном уничтожении материи. Поскольку гностицизм представляет собой довольно разнородное явление, говорить исследователям о едином гностическом типе богослужения или литургическом богословии гностиков невозможно. Им известно, что среди гностиков были те, кто совершенно отвергал использование материальных веществ и обрядов для достижения спасения. Так, в некоторых трактатах из Наг-Хаммади водное Крещение вовсе отвергается и называется «нечистым, тёмным, лживым, бесплодным и губительным». Необходимым считалось лишь обретение знания. Тем не менее, в гностических трактатах и в свидетельствах отцов церкви содержится немало указаний на существование у некоторых групп гностиков разнообразных литургических практик.

 



 
PR-CY.ru