ГНОСТИЦИЗМ - Страница 10

Такую возможность она получает, приобретая сокровенное «знание» о мире, его происхождении и устройстве. Возможность спасения обусловлена тем, что человек принадлежит этому миру и, следовательно, подвластен его порядку только частью своей природы. Таким образом, антропология гностиков аналогична их представлениям о мире: противопоставление двух составляющих человеческой природы отвечает противопоставлению тварного мира тьмы и зла божественному миру света. И то, что в человеке соответствует царству непознаваемого Бога, обусловливает его связь с вышним миром, является залогом его спасения из тьмы материального мира и онтологической опорой спасительного «знания». Необходимым условием спасения является познание внутреннего «Я», что приводит к вопросу о его происхождении, на который отвечают гностические антропогонии; функцией потустороннего «Я» и в то же время средством его постижения оказывается «знание». В соответствии с трёхчастным строением человеческой природы в некоторых гностических текстах всё человечество разделяется на три рода: «духовных», «душевных» и «плотских», называемых также «земными» (или «материальными»). Преобладание в человеке одного из трёх составляющих его природу начал определяет его принадлежность к соответствующему роду. При этом (как и в каждом человеке) духовное начало в человечестве противопоставлено душевному и плотскому: только пневматики могут быть гностиками и только для них возможно спасение, прочие два рода людей пребывают в неведении, совершенно исключающем такую возможность. Члены церковных христианских общин относятся к психикам и представляют собой поле миссионерской деятельности гностиков. Важным элементом гностической антропологии является представление о божественном достоинстве человека, выраженное в так называемом учении о божестве Человек, которое в исследовательской литературе называется также мифом о Прачеловеке (или «антропос-мифом»). Исходным пунктом этого учения является идея о присутствии в природе человека некоего божественного элемента, что даёт основания для рассуждений о родстве или онтологической близости человека и Бога. Терминологическую и риторическую основу этого мифа составляет библейское учение о сотворении человека по образу Божию (Быт. 1:26). При этом «образ Божий» олицетворяется и отождествляется в одних системах с Самим Богом, именуемым Первым Человеком, в других – с неким единосущным Богу небесным Человеком, Адамом света или небесным Христом. При этом далеко не всегда можно понять, кто именно имеется в виду, когда в тексте употребляется термин «человек». Уже первые гностики (Симон Маг, Менандр, Епифан), согласно свидетельству христианских ересиологов, практически осуществляют этот принцип, провозглашая себя богами. Цитируемый Ипполитом текст гностиков – наассенов, используя греческий миф о происхождении богов и людей из моря, представляет двунаправленное течение единого небесного океана как возникновение людей (течение вниз) и богов (течение вверх). Поэтому познание человека является началом совершенства, ведущим к полноте, – познанию Бога. Яркое выражение антропологические идеи гностиков находят в их представлениях о сотворении человека. Различные версии этой истории подробно представлены в гностических системах и являются их смысловым центром. Как правило, они излагаются в форме вольной интерпретации соответствующего библейского повествования. Основа гностической антропогонии состоит в том, что телесная субстанция человека является делом рук демиурга и подвластных ему сил – архонтов и планет, однако жизненное начало человеку сообщает один из эонов плиромы. Это жизненное начало превозносит человека в иерархии бытия над демиургом и в то же время даёт ему возможность спасения из царства материи и тьмы.

 



 
PR-CY.ru