ГНЕВ - Страница 6

У св. отцов есть разные ответы на вопрос: Возможен ли гнев спасительный? Слово Божье, разъясняет Исидор Пелусиот, воспретило не просто гневаться, но гневаться напрасно (ср.: Мф. 5:22); иногда же гневаться бывает полезно: за славу Божью, или за обижаемых, или к исправлению ближнего. Моисей гневался на тех, кто отлили тельца, и повелел убить их (Исх. 32:19); Финеес гневался на блудников и умертвил их копьём (Числ. 25:7–8); пророк Илия гневался на иудеев и усмирял их голодом (3 Цар. 17:1; впрочем, Иоанн Златоуст отрицает, что здесь имел место гнев: Илия не гневался, и «Финеес совершил убийство, но не гневался», однако признаёт, что Моисей иногда возбуждался гневом, «хотя Писание и называет его самым кротким человеком (Числ. 12:3). Гневались апостол Павел на Елиму (Деян. 13:6–11) и апостол Пётр на Ананию и Сапфиру (Деян. 5:1–10). Сказано, говорит Исидор Пелусиот, гневайтесь справедливо, когда речь идёт или о славе Божьей, или об исправлении ближнего, или когда должно наказать за обиженных, но не согрешайте, прикрывая гнев согрешающих, или в отмщении за себя самих. Ибо гнев вложен в нас не для того, чтобы и нам грешить, но для того, чтобы падающих удержать от падения; не для того, чтобы он обращался в страсть, но для того, чтобы служил врачеванием от страстей. Филон Александрийский, восхваляя Моисея, сказал, что тот исполнился праведного гнева на приспешников фараоновых. Василий Великий видит «пользу раздражительности» для тех, кто умеют держать её в руках, если она направлена на злоумышленника, на страсть сластолюбия. Он ссылается на Быт. 3:15 и Числ. 12:4 в оправдание гнева на врагов. Иоанн Златоуст в толковании на Мф. 5:22 поясняет, что Христос не устраняет гнев совершенно, во-первых, потому, что человек не может быть абсолютно свободен от страстей: он может их сдерживать, но вовсе их не иметь не властен; во-вторых, гнев может быть полезен, «когда мы не за себя самих отмщаем, но обуздываем дерзких и обращаем на прямой путь беспечных». Однако Иоанн Кассиан резко выступает против тех, кто понимают Мф. 5:22 как запрет на гнев напрасный. Здесь слово «напрасно», говорит он, «прибавлено теми, которые не поняли намерения Священного Писания, желающего всячески истребить и корень гнева и не оставить совершенно никакого повода к негодованию». Гневающий по справедливой причине отвечает злом на зло вопреки заповедям Спасителя и апостола и, таким образом, совершает грех (Господь поучает: «...Зло извнутрь исходит и оскверняет человека» – Мк. 7:23; «всякий, делающий злое..., не идёт к свету» – Ин. 3:20; и апостол предостерегает: «Отвращайтесь зла... Никому не воздавайте злом за зло» – Рим. 12:9, 17). По мнению богословов, можно гневаться только против самого гнева (Иоанн Кассиан), «за то, что он возгорелся в нас против брата», таким образом мы не даём ему возможности укрыться в нашем сердце. Тихон Задонский также допускает возможность гнева «на грехи, а не на человека»; такой гнев бывает у пастыря, который «грехи гонит и тщится искоренить, а не согрешивших», такой гнев святитель называет праведным. Нельзя гневаться на ближнего, в противном случае мы не можем возносить молитвы Богу, ибо нарушаем евангельскую и апостольскую заповедь: «...Пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23–26); «желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2:8). Если же мы удерживаем яд гнева в сердцах своих, то остаётся либо никогда не молиться в нарушение евангельской и апостольской заповедей, заключает Иоанн Кассиан, либо, в случае когда мы всё же приносим молитву Господу, имея гнев в сердце, мы «должны знать, что будем приносить Господу не молитву, а упрямство в духе противления Ему». Христианин, идущий путём совершенства, чтобы достичь цели, не должен гневаться даже на бездушные вещи, хотя они и не отвечают на проклятия и гнев человека. Однако нужно, «когда закон Божий нарушается, и ближнему обида наносится, за тое, – учит Тихон Задонский, – крепко стоять, не молчать, и насильников усмирять».



 
PR-CY.ru