ГНЕВ

ГНЕВ (лат. furor). 1. Гнев Божий; 2. Страстная раздражительность, один из основных человеческих пороков. Раздражение и гнев кажутся почти одним и тем же, пишет Исидор Пелусиот, но первое указывает на быстрое движение страсти, похищающее и способность мыслить, а второй – на долговременное пребывание в страсти. Первое берёт своё название от греческого слова, означающего  «воспламенение», а второй – от «вскисать» и «желать отмщения». Василий Великий объясняет различие раздражения и гнева следующим образом: «...Раздражение есть какое-то воспламенение и скорое испарение страсти, а гнев – постоянная скорбь и продолжительное стремление воздать равным тому, кто обидел, так что душа как бы жаждет мщения», – и то и другое является грехом: и когда человек безумно кидается на обидчика, и когда злонамеренно расставляет ему сети. Для обозначения гневной страсти в различных оттенках её проявления употребимы и такие слова, как «раздражение», «ожесточение», «неудовольствие», «злоба». Иоанн Кассиан Римлянин выделяет три рода гнева: первый (ярость) пылает внутри; второй прорывается в слово и дело; третий вспыхивает не на короткое время, но сохраняется долго (злопамятство). Тихон Задонский определяет злобу как утвердившийся, «закоснелый и застарелый», гнев. Вместе с тем гнев – такая сила в человеке, которую он получает как «дар Божий», – сила эмоциональная, сердечная, она возбуждает душевную энергию в человеке, вдохновляет его разум и волю; в таком качестве она не имеет характера личного возмездия за нанесённое оскорбление или ущемление прав. Эту силу человек должен употреблять только во благо: в ревности о славе Божьей или в отношении ближнего с целью исправления его. Гнев, если его не угасить, может перерасти в ненависть. «Гнев есть воспоминание сокровенной ненависти». Ненависть больше затрагивает мыслительную способность в человеке, гнев – проявление преимущественно чувства и воли, почему он заметнее в области физических и физиологических проявлений. В свою очередь, вдохновляясь и поддерживаясь ненавистью, гнев стремится к внешнему проявлению, обнаруживая при этом характер неудержимой стремительности («внутренняя буря смятенного духа»), по последствиям гнев – явление разрушительное, более того, он может быть определён как «кратковременное бешенство». «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию, – учит апостол Павел. – Ибо написано: “Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь”» (Рим. 12:19). Богословы утверждают, что гнев Божий – это реальность. «...Горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поядающий, и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи...» (Ис. 30:27–28); Господь «явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе и в пламени поядающего огня, в буре и в наводнении и в каменном граде» (Ис. 30:30); дуновение Господа, как поток серы, воспламенит дерево (Ис. 30633); крепкою мышцею и излиянием ярости будет господствовать он над Израилем (Иез. 20:33), проявивший непослушание народ «из руки Господа выпил чашу ярости Его..., чашу опьянения» (Ис. 51:17), чашу «с вином ярости» (Иер. 25:15); пламень гнева Господня обрушивается на народ, ведущий братоубийственную войну (2 Пар. 28:11, 12). «...Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1:18).

 



 
PR-CY.ru